ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

89 4.«Воспоминание молодых впечатлений» о поэзии: «Я не люблю стихов вообще. Трогают меня, думаю – преимущественно – как воспоминания молодых впечатлений, некоторые, и то только самые совершенные, стихотворения Пушкина и Тютчева » [Гудзий, 1929, 192]. Толстой демонстрирует прекрасное знание поэзии. Концепт «Поэзия» представлен в его творчестве как сложное многоструктурное образование, в которое включаются: 1.Знания о поэтах и их творчестве. В текстах Л.Н. Толстого упоминаются и поэты начала века (Пушкин, Лермонтов и др.), и поэты- современники, как русские (Некрасов, Тютчев, Фет, Бальмонт, Брюсов, Белый и др.), так и иностранные (Бодлер, Верлен, Малларме и др.). Писатель обладает высоким уровнем дискурсивной компетенции: на протяжении жизни он неоднократно дает оценку отдельным поэтическим текстам и поэзии в целом, причем отношение его к поэзии не остается неизменным. Он тщательно изучает творчество интересующих его поэтов. Так, в Толстовском музее хранится экземпляр издания «Стихотворений Ф.И. Тютчева» (М., 1886) с условными отметками Толстого. Против стихотворения «И гроб опущен уж в могилу» – стоят буквы Т. К.; против второго стихотворения («Silentium!») – Г. Буква «Т» означает Тютчев, т. е. мысль и форма, свойственные одному Тютчеву: «К» – красота: «Г» – глубина [Алексеев, 1948]. 2.Знание метаязыка поэзии, которое позволяет писателю аргументировано анализировать поэтические тексты. Ср. из письма Святополку-Мирскому Д.И.: «Стихотворение ваше поразило меня: оно полно содержания поэтически-философского или религиозного и прекрасного (на мой вкус) поэтому содержания, – но оно невозможно по своей форме : нет размера , не соблюдены правила стихосложения , нет даже чувства красоты языка » [Толстой, 1938, 65-66]. 3.Знание основ стихосложения. Ярким свидетельством этого является, во-первых, описание самостоятельных поэтических опытов в автобиографической повести «Детство» (глава «Стихи), так и несколько сохранившихся стихотворных набросков, автором которых является Лев Николаевич. 4.Знание прецедентных поэтических текстов, которые встречаются как в художественных произведениях, так и в дневниках Толстого. Употребление прецедентных текстов в дневниковых записях передает определенное эмоциональное состояние писателя и свидетельствует о том, что именно поэтические строки необходимы ему для передачи этого состояния. Ср. в дневниках видоизмененные цитаты из Лермонтова: Грустно, грустно, и не от неудовлетворенности внешней. Ничего от жизни не хочу я, и не жаль мне прошлого ничуть [Толстой, 1938, 19-22] и Тютчева: Бывают минуты счастья сильнее этих; но нет полнее,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=