ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
87 умений, рода занятий). Эти предикаты не могут обозначать «однократных ситуаций, ни серию повторяющихся отдельных «случаев» <…>, они обладают (подобно именным предикатам «качества») признаком некванитифицируемости» [Булыгина, 1982, 56] и абстрагированы от непосредственного протекания во времени. Итак, в последние годы жизни Л.Н. Толстой неоднократно дает понять читателю, что испытывает стойкое и постоянное чувство к стихам, и это чувство – нелюбовь. На прагматическом уровне использование предиката отрицательной диспозиции ( не люблю ) по отношению к поэзии в речи Толстого обусловлено коммуникативной целью – рекомендацией или предостережением. В частности, рукописи начинающих поэтов чаще всего сопровождаются примерно таким кратким уведомлением от имени Толстого: « Лев Николаевич не любит стихов и не советует заниматься таким пустым делом ». Толстой неоднократно обосновывает подобное отношение к поэзии – он определяет поэтическую речь как речь неестественную и считает, что поэтическая форма мешает выражению содержания. Она, по мнению Л.Н. Толстого сковывает движение мысли. Ср.: «Писать стихами – это то же, что ходить со связанными ногами» [Абрикосов, 1948, 405]; «Писать стихи – это всё равно, что пахать и за сохой танцовать. Это прямое неуважение к слову» [Гудзий 1929, 192]. В письме к Я.П. Полонскому писатель сам подчеркивает, что его отношение к поэзии обусловлено определенными соображениями, которыми он должен и хочет поделиться с читателями: «Правда, что я иначе смотрю на стихи, чем как я смотрел прежде и как смотрят вообще; но я умею смотреть попрежнему. Мне давно уже хочется высказать пояснее и покороче, почему я смотрю иначе на искусство вообще, чем большинство, и почему не могу смотреть иначе, и теперь даже занят отчасти этим предметом» [Толстой, 1948, 218]. Эти соображения определяются причинами идеологического характера и связаны с мироощущением писателя в последние годы жизни, которое может быть сформулировано с помощью слов Толстого – «Произведение искусства должно тронуть меня, а чтобы тронуть меня, оно должно прежде всего быть понятно» [Толстой 1939, 63]. Рационалистическое отношение к искусству не мирится у него с условностью и неизбежной деланностью стихотворной формы. Сознательные установки, которые обусловили речевое поведение Л.Н. Толстого по отношению к поэзии, объясняются прагматическими намерениями автора– он должен убедить собеседников, что он не любит стихов, и посоветовать им не заниматься сочинительством. 2. Сознательные установки и «свидетельства» когнитивных структур Отражают ли эти сознательные установки действительное отношение Л.Н. Толстого к поэзии? Что значит не люблю для самого писателя?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=