ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

86 извне может вызывать взрывоподобный эффект цепных реакций и соединять вход нейронной сети буквально со всей информацией, уже хранящейся в мозге. Причем сверхсознание не контролируется сознанием. Сознание лишь осуществляет окончательный отбор и категоризацию вновь полученной информации, которая может использоваться им на уровне п о д с о з н а н и я – набора программ поведения, усвоенных в процессе культурной социализации. Здесь они окончательно усваиваются, автоматизируются и становятся навыками. При наличии связи между нейронными сетями, находящимися в критическом состоянии, появляется возможность передавать информацию из любой части такой нейронной сети. Таким механизмом является, прежде всего, естественный язык. Когнитивно-синергетическая энергия поэтического текста, как показывает анализ, исходит от двуединого лингвокреативного процесса – его порождения и восприятия. Данное утверждение основывается на том, что, во-первых, в их основе лежит единый универсальный механизм текстовой деятельности, во-вторых, своеобразие поэтического мышления, изначально определяясь особым восприятием объекта действительности, затем испытывает потребность в его ассоциативно-образном выражении, типичным средством которого, как известно, служит поэтический текст. Без образного восприятия мира и моделирования поэтической картины мира невозможно ни п о р о ж д е н и е поэтического текста автором – живой формы существования языковой личности поэта , ни в о с п р и я т и е текста – формы воплощения языковой личности читателя . Б . Читателя, который испытывает духовную необходимость, потребность в поэзии, можно назвать Homo poeticus – человеком поэтическим. Особое, личностное отношение к поэтическому творчеству, отличающее читателя Homo poeticus, зафиксировано в устойчивых оборотах любить поэзию, любимый поэт, любимое стихотворение . Можно ли считать Толстого читателем Homo poeticus – читателем, испытывающем духовную потребность в поэзии, читателем, для которого обращение к ней является необходимостью? Текстовый материал показал, что на вербально-семантическом уровне отношение писателя к поэтическому творчеству определяет высказывание, неизменно включающееся в любые рассуждения об отношении Толстого к поэзии. Оно звучит так: «Лев Николаевич не любит стихов». Это высказывание встречается как в письмах Толстого, так и во многих воспоминаниях о последних годах его жизни (Ср. Гусев, Малахиева-Мирович, Булгаков, Сухотина-Толстая и т.д.). Что должна обозначать эта фраза для адресата, то есть для собеседников Толстого и для нас, современных читателей? Ее смысл определяется диспозициональным предикатом (Арутюнова) любить, который Т.В. Булыгина включила в число предикатов свойств (привычек,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=