ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
85 конкретный отрезок времени и в конкретной дискурсивной ситуации: различные типы контекстов и дискурсивная ситуация – условия обнаружения нужного смысла поэтического слова. Обычное слово в «ассоциативно-семантической сети» [см.: Болотнова, 2006, 451] поэтического дискурса обогащается особыми экспрессивно-смысловыми свойствами. Превращение беспристрастного знака в поэтический и сотворение в процессе такой метаморфозы индивидуального смысла художественного слова осуществляется благодаря его чувственному переживанию . Чувственная ткань образа, по теории Ф.Е. Василюка, – это многомерная субстанция. Чтобы понять и описать её создается модель образа сознания , согласно которой (1) внешний мир являет предметное содержание, (2) внутренний мир – личностный смысл, (3) культура – значение, (4) а язык – слово. Вместе все эти составляющие (синергетические «узлы») задают объем, в котором пульсирует и переливается живой образ сознания языковой личности. Образ сознания языковой личности многомерен. Существует пять синергетических измерений, четыре из которых (значение, предмет, личностный смысл, знак) являются своего рода магнитными полюсами образа сознания языковой личности. «В каждый момент силовые линии внутренней динамики образа могут направляться по преимуществу к одному из этих полюсов, и возникающим при этом доминированием одного из динамических измерений создается особый тип образа» [Василюк, 1984, 18]. Пятое измерение – чувственная ткань, особая внутренняя «составляющую» образа сознания языковой личности поэта. Высказанные здесь суждения позволяют определить категориальные свойства понятия «языковое сознание поэта». Прежде всего, его нельзя ни сводить к совокупности речевых умений поэта и его знания языка, ни к отрицанию их взаимосвязи. «Языковое сознание поэта» скорее сближается с пониманием «образа мира». Поэтому языковое сознание поэта является сложным феноменом. Во-первых, это вербальное средство формирования, хранения и переработки информации, получаемой поэтом извне. Во- вторых, это структура, кодирующая полученную информацию языковыми знаками косвенно-производной номинации вместе с выражаемыми ими переживаниями, субъективными значениями (смыслами), правилами их сочетания и употребления. Все это выражает отношение автора поэтического текста к действительности, своеобразие его мировосприятия и эстетические установки на речевое творчество. Языковое сознание поэта ни онтологически, ни функционально не может быть замкнутой структурой. Оно связано с языковыми сознаниями читателей. Если рассуждать психосемантическими категориями, то языковое сознание функционирует благодаря общей нейронной сети. С этой точки зрения, языковое сознание – явление кооперативное. Однако поэт как личность творческая обладает еще и уникальным с в е р х с о з н а н и е м – творческой интуицией, или вдохновением, благодаря которому сигнал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=