ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

84 истолкования его сущности может служить рассмотрение природы данного феномена сквозь призму языкового/речевого сознания коммуникантов – автора и читателя. А . Сознание языковой личности поэта, моделируя субъективный образ мира, реализуется в семантике поэтического знака. По Л.С. Выготскому, «сознание отражает себя в слове как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания». Более того, «мысль не воплощается, а совершается в слове» [Выготский, 1982, 361]. Поэтому становится понятным, почему рассмотрение проблемы сознания языковой личности поэта невозможно без анализа одной из его главных составляющих – поэтического слова. По А.А. Леонтьеву, значение существует для субъекта в двойственном виде: с одной стороны, это объект сознания, с другой – способ и механизм осознания... Они (значения) входят в систему общественного сознания, являются социальными явлениями (и в этом качестве, прежде всего, изучаются лингвистикой); но одновременно они входят в систему личности и деятельности конкретных субъектов, являются частью индивидуального сознания (и в этом качестве изучаются психологией)» [Леонтьев, 1983, 8–9]. Значению в поэтической речи противостоит личностный смысл как мотивированное отношение к обозначаемому. Такое противопоставление, а точнее говоря, разграничение понятий «значение» и «смысл» было впервые введено Л.С. Выготским и сегодня является основой когнитивной поэтики (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Юм и др.). Если под значением слова принято понимать объективно сложившаяся система связей, одинаковая для всех носителей языка, то под смыслом – индивидуальное значение поэтического слова, выхваченное из этой устоявшейся системы связей [Алефиренко, 2005(а), 69]. Вместо них в поэтическом тексте оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данной ситуации. Поэтому поэтический смысл – результат привнесения в слово коннотаций, соответствующих конкретному ощущению, восприятию и пониманию обозначаемого предмета. Одно и то же поэтическое слово имеет два значение: (а) сформировавшееся в этноязыковом сознании исторически, и (б) которое потенциально сохраняется (возможно, в разном объеме и ракурсе у поэта и читателя), отражая с различной полнотой и глубинно «возможные миры». Наряду со значением каждое поэтическое слово приобретает смысл, актуализирующий в этом значении те стороны, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением к ней поэта. Однако понятие смысла поэтического слова, как нам представляется, не может быть сведено к различию потенциального (денотативного) и актуального (коннотативного) значений. Смысл поэтического слова возникает в процессе речемыслительной деятельности поэта и читателя в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=