ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

83 Н. Ф. Алефиренко, И. И. Чумак-Жунь Белгород, Россия ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ЧИТАТЕЛЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ Введение. Восприятие поэзии – сложный психический процесс, особенности которого обусловлены множеством факторов, как лингвистических, так и экстралингвистических. Успешное восприятие поэтической коммуникативной ситуации обусловлено, во-первых, определенным уровнем языковой (в том числе и поэтической) компетенции читателя; во-вторых, такими свойствами воспринимающего сознания, как интенциональность, рефлективность и избирательность. Образное мышление и воображение читателя направлено на осмысление и интерпретацию поэтического текста, причём его смысловое восприятие мотивировано желанием познать мир в его творческом выражении и получить эстетическое удовлетворение. Обязательным условием полноценного восприятия поэтического текста является достаточный уровень поэтической компетенции, т.е. знание возможных ролей в коммуникации, владение первичными и вторичными речевыми поэтическими жанрами и соответствующими им речевыми тактиками и речевыми стратегиями. Отношение читателя к поэтическим текстам нередко достаточно противоречиво, оно меняется и с течением времени, и под влиянием жизненных обстоятельств. Успех поэтической коммуникации может быть обусловлен языковым и культурным статусом читателя, социальной принадлежностью, полом, возрастом, психическим типом, мировоззрением, особенностями биографии и другими константными и переменными параметрами личности. Нечасто в руках исследователя оказывается достаточно материала для анализа специфических характеристик читателя поэтических текстов как языковой личности. Если основные характеристики поэта как субъекта дискурсивного смыслообразования отображены в поэтических текстах, то читатель представлен в текстах (поэтических, прозаических, публицистических, эпистолярных) фрагментарно. Однако текстовый материал, связанный с творчеством Л.Н. Толстого (художественные произведения писателя, его письма, воспоминания современников), не только дает возможность определить роль поэзии в картине мира писателя, но позволяет продемонстрировать, насколько сложной может быть деятельность индивидуального сознания (в нашем случае сознания Л.Н. Толстого) по отношению к поэзии. 1.Языковая личность – поэтический текст. Несмотря на достаточно активное использование понятие «языковая личность» в лингвистической поэтике остаётся размытым. Одним из путей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=