ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
78 одной стороны, употреблено словосочетание мало дорожил , которое вне контекста передает значение «безразличный». Но это значение «перечёркивает» вводный компонент казалось (субъективная семантика ирреальности, кажимости, мнимости); предикат немыслима выявляет ценность для персонажа общения с дочерью. Семантическое поле и коннотативные оттенки предиката немыслима важны для понимания истинного отношения князя к княжне Марье: жизнь без нее бессмысленна. Значит, она для него, несмотря на неоднозначность их отношений, смысл жизни, показывает писатель, формируя психологический подтекст. Резкие реплики в адрес княжны Марьи не могут служить иллюстрацией его истинного отношения к ней. Главный художественный приём Л.Н. Толстого Мережковский определяет как «переход от видимого – к невидимому, от внешнего – к внутреннему, от телесного – к духовном» [Мережковский, 1995, 154]. Только анализ глубинных структур языковых единиц способен выявить скрытые смыслы и оценки, а, следовательно, и авторский замысел. См.: Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад , что она осталась дома и не уехала [Толстой, 1968, 131]. В лексическом значении прилагательного рад в данном случае актуализируется сема ‘ горд, гордость’. Именно гордостью проникнуто отношение князя Николая Андреевича к дочери, когда она, не испугавшись французов, всё-таки остаются с ним. В этом поступке ярко проявляются чувства долга и чести, истинной любви и привязанности, которые прививал дочери отец. Большинство исследуемых предикатов, связанных с тематикой воспитания, не лишено оценочности, как мы отмечали, но эмоциональная составляющая в семантике слов ощутима реже и проявляется лишь в авторском повествовании в моментах сильных переживаний героев, описании реакции на событие, поведение и т. д. По мнению Н.Д. Арутюновой, «эмоции являются субъективной формой оценки предметов и явлений действительности», то есть реакцией человека на важные, значимые события [Арутюнова, 1988, 184]. Например: Душенька…- или – дружок… Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, это было нежное , ласкающее слово, которого он никогда не говорил [Толстой, 168, 135]. Словами ласкающий , нежный характеризуются отношения героев в последние дни жизни Николая Андреевича. Семантические объемы этих предикатов пересекаются. Нежный , то есть «ласковый, проявляющий любовь», ласковый - «полный ласки, проникнутый нежностью» [ТСУ]. Знаковой становится сема ‘любовь’, которая оказывается естественной доминантой в характеристике отношений между отцом и дочерью. Таким образом, на наш взгляд, воспитание, по мысли Л.Н. Толстого, можно рассматривать с трёх позиций: строгость, свобода, любовь. Эти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=