ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

76 философское понимание значения предиката, которое учитывает беспрерывность интеллектуального и духовного самосовершенствования человека в течение всей жизни. Не случайно многие герои романа проходит путь духовных исканий, находятся в процессе развития («диалектика души»). Предикаты резкий , строгий, требовательный являются наиболее яркими средствами представления и характера героя, и его воспитательной системы, и даже способа общения с людьми: С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен , и потому, не был жестоким , он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек [Толстой, 1968, 101] . Так, предикат неизменно - требовательный, благодаря структуре индивидуально-авторского слова, несёт двойную нагрузку: указывает на постоянство характера, а так же актуализирует значение «предъявляющий чрезмерные требования к кому-либо» [ср.: ТСУ]. Прилагательное резкий со значением «значительный, слишком яркий, напряжённый» [ТСУ] оценочно, как и контекстуальные партнеры-характеризаторы. Семантическая структура этих слов включает семы ‘важный’, ‘деятельный’, ‘ответственный’, ‘серьёзный’, ‘самодостаточный’, ‘уверенный в правоте’. Подтверждением положительной оценки этих качеств автором служит употребление в правом контексте оппозиционного не : не мог бы добиться … жестокий . Николай Андреевич не был «бесчувственным, бесчеловечным, безжалостным» [ТСУ]. Это является чрезвычайно важным при выражении авторского отношения к персонажу. Образовательный процесс предполагает наличие двух участников, т.е. учителя и ученика. Несмотря на требовательность в сочетании с доброжелательностью отца, княжна Марья, как рисует Л.Н. Толстой, всегда испытывала страх при общении с ним, в том числе и во время обучения, вызываемый строгостью учителя-воспитателя: Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу [Толстой, 1968, 102]. Предикат строгий неоднократно встречается в тексте произведения, становится константой при характеристике как старого князя, так и отношений между ним и дочерью. Эта лексема является ключевой для понимания воспитательно-образовательной концепции Николая Андреевича Болконского. Лексическое значение этого слова - «суровый, серьезный» [ТСУ] – расширяется в тексте за счет актуализации потенциальных сем, выявленных благодаря контекстуальным партнерам: сухой как ‘не проявляющий ласки, внимания’, ‘не склонный к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=