ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

75 качества, скрытые в глубине семантической структуры слова. Обратимся к конкретным примерам и попробуем глубже проникнуть в характер такого персонажа, как старый князь Болконский, а следовательно, и в представления самого Л.Н. Толстого. Образ Николая Андреевича Болконского сложный и неоднозначный. В изображении Л.Н. Толстого, деятельная жизнь Николая Андреевича – это постоянный труд и движение: Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие , и что есть только две добродетели: деятельность и ум [Толстой, 1968, 100]. На первый взгляд, писатель рисует деспотичного и властного человека, резкого в своих суждениях, поступках по отношению к детям. Подтверждением этого служат такие предикаты, как беспричинный , жестокий , крикливый , раздражительный , резкий , сердитый , строгий , сухой , требовательный , и др. Многие из характеризующих облик и поведение героя лексем имеют отрицательную коннотацию. Резкость, строгость проявлены во внешнем облике героя, в характеристике его голоса, движений, поступков: Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына [Толстой,1968, 126]. Большинству прилагательных-предикатов присуща семантика динамичности. Семантическая структура лексем деятельный , крикливый , раздражительный , требовательный не предполагает актуальности сем ‘статичный’, ‘пассивный’. Приём антонимии, использованный писателем, помогает выделить предикат деятельный в качестве доминанты образа. Противопоставление сущностных признаков в характеристике образа можно расценивать как характерную черту идиостиля автора. Очевидно, что старый князь воспитывал детей в соответствии со своими представлениями и взглядами: Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю её жизнь в беспрерывных занятиях [Толстой, 1968, 100]. Но возникает вопрос, что представляла из себя концепция воспитания старого князя? Чему и как он учил княжну Марью? Для Николая Андреевича развитие умственных способностей в различных областях знаний – важнейшая задача. Хотим обратить внимание на предикат беспрерывный , лексическое значение которого «совершающийся без перерыва, без остановки, в течение долгого времени» [ТСУ]. С одной стороны, эта лексема характеризует метод воспитания, который использовал князь. В его основе каждодневные, систематические, постоянные занятия с дочерью. Николай Андреевич хотел видеть ее не глупой барышней, а образованным, развитым человеком, имеющим представление о науках и обладающим определенной точкой зрения. Прилагательное беспрерывный является средством выражения позиции Л.Н. Толстого на воспитание и образование. Возможно и более глубокое,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=