ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

74 Токарев Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (На материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке) – Волгоград: «Перемена», 2003. – 233 с. Фесенко Т.А. Концептуальные системы в контексте проблем менталитета // Филология и культура: Материалы междунар. конф. 12—14 мая 1999 года / Отв. ред. Н. Н. Болдырев. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. — С. 112—116. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2006. – 591 с. Все цитаты даны по юбилейному собранию сочинению в 90 т. Ю. В. Шаповаленко Москва, Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАК СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ Л. Н. ТОЛСТОГО НА ВОСПИТАНИЕ В своей статье «Лев Толстой и культура» Андрей Белый сравнивал писателя с «многоветвистым растением»: «вверх из семени к поверхности творчества вытягивается цветущий, плодоносящий стебель, вниз, в землю, убегает идейный, творческий корень» [Белый, 1988, 46]. Чтобы «увидеть» этот корень, необходим долгий и кропотливый труд. Анализ языковых средств романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» даёт возможность приблизиться к пониманию идиостиля писателя и своеобразия идейного содержания произведения, одной из важных составляющих которого является идея воспитания молодого поколения в духе традиций семьи. Этого вопроса Л.Н. Толстой касался в своём романе (семьи Ростовых, Болконских). Считаем, что анализ имен прилагательных в функции предиката, характеризующего отношения князя Николая Андреевича Болконского с его дочерью княжной Марьей, прольет свет на систему взглядов писателя на воспитание. Специфичен не столько авторский отбор прилагательного-предиката, сколько отбор самого признака явления, которое обладает силой образного воздействия. «Спецификой предиката является то, что в нём репрезентированы одновременно реальная действительность, мысль и язык» [Демьянков, 1980, 356; ср.: Шведова, 1984, 7]. Прилагательные- предикаты выполняют информативную, эмоционально-оценочную, эстетическую функции. Эти средства мы относим к «самым значимым для постижения авторской позиции, отношения писателя к изображаемому», в данном случае к воспитанию [Леденёва, 2000, 363]. Прилагательные всегда связаны с контекстуальными партнерами. Именно в системе средств воплощения образа они выражают признаки и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=