ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

69 Акциональный код опирается на базовый образ «действие», фетишный – на образы натурфактов или артефактов, биоморфный – на образы животных, насекомых, растений, антропоморфный – на образ человека. Ю.С. Степанов в своих работах неоднократно указывал, что внутренняя форма является своеобразным «входом» в концепт. Рассмотрим, к каким образам прибегал Л.Н. Толстой для презентации своих представлений о любви. Излюбленной косвеннономинативной формой является развёрнутая, композиционная, последовательная метафора [Москвин В.П., 1997: 36]. «При наиболее общем подходе метафора рассматривается как видение одного объекта через другой и в этом смысле является одним из способов репрезентации знания в языковой форме» [Кубрякова Е. С. и др., 1996: 55 ]. Данный способ характеризуется большей иллюстративностью и убедительностью. Продуктивным культурным кодом является биоморфный. Возможно, это объясняется особым отношением писателя к природе. В рамках этого кода культивируется образ растения. Этот образ позволяет не только репрезентировать представления о любви, но и доступно, наглядно продемонстрировать их другим людям. Сознание любви росло, растёт в нём (в человечестве – С.Ф.) и доросло в наше время до того, что мы не можем не видеть, что оно должно спасти нас и стать основой нашей жизни. (Любите друг друга (1907), Т. 37, 59) Благо жизни такого человека в любви, как благо растения в свете, и потому, как ничем незакрытое, растение не может спрашивать и не спрашивает, в какую сторону ему расти, и хорош ли свет, не подождать ли ему другого, лучшего, а берёт тот единый свет, который есть в мире и тянется к нему, - так и отрекшийся от блага личности человек не рассуждает о том, что ему отдать из отнятого от других людей и каким любимым существам, и нет ли какой ещё лучшей любви, чем та, которая заявляет требования, - а отдаёт себя, своё существование той любви, которая доступна ему и есть перед ним. Только такая любовь даёт полное удовлетворение разумной природе человека. (О жизни, Т. 26, 392). Росток любви, при появлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одно – чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возвращает. (Круг чтения, 15 марта). С растением сопоставляется не только любовное чувство, но и человек, испытывающий это состояние. Это испытанное сравнение для русской лингвокультуры, которым не пренебрегает и Л.Н. Толстой. Продуктивность данного образа объясняется тем, что на примере растения просто проиллюстрировать особенности понимания роли любви в жизни человека. Растение имеет схожий с человеческим, но сокращённый

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=