ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

68 представляющие те или иные лингвокультуремы. Основанием для выделения лингвосемиотического ряда является базовый образ, который моделируется в результате обобщения внутренних форм» [2003, 97]. Этот образ называют базовым, он отражает процессы аспектуализации знания, которые подчинены господству того или иного культурного кода. Таким образом, внутренняя форма отражает особенности мировидения. Семиотический подход к внутренней форме позволяет установить, что человек в разнообразных явлениях реального мира видит знаки одного явления, во всём разнообразии объектов одного класса просматривает единый объект [Лотман Ю.М., 2000: 571 ]. Это позволяет языковой личности применять знания и опыт, приобретённые в одной области, для решения проблем в другой. В.Н. Телия указывает: «Система образов … служит своего рода нишей для кумуляции мировидения и так или иначе связана с материальной, социальной или духовной культурой данной языковой общности, а потому может свидетельствовать о её культурно- национальном опыте и традициях. … средством воплощения культурно- национальной специфики фразеологизмов служит образное основание» [1996: 215]. Н.Ф. Алефиренко определяет культурный код как «систему означивания, то есть сформированную стереотипами этнокультурного сознания конфигуративную совокупность знаков и механизмов их применения с целью осуществления двух взаимосвязанных процессов: образования и структурирования довербальных смыслов и их вербализации в ходе обработки, преобразования, хранения и передачи внегенетической информации в рамках определённой коммуникативно- прагматической парадигмы» [2002: 61-62]. М.Л. Ковшова определяет культурный код как «систему знаков (знаковых тел) материального и духовного мира, ставшие носителями культурных смыслов» [2007, 30]. Таким образом, культурный код определяет способ мышления, содержание и формы ментальных и языковых репрезентаций. В. В. Крас- ных пишет: «Культурный код понимается как сетка, которую культура «набрасывает» на окружающий мир, членит, категоризует, структурирует и оценивает его. Коды культуры соотносятся с древнейшими архетипическими представлениями человека» [2002: 232]. Когнитологи устанавливают разное количество культурных кодов. В. В. Красных указывает, что набор кодов культуры для человечества универсален. «Однако их проявления, удельный вес каждого из них в определённой культуре, а также метафоры, в которых они реализуются, всегда национально детерминированы и обусловливаются конкретной культурой» [2002: 232]. К наиболее продуктивным относят акциональный, фетишный, биоморфный, антропоморфный, анимический и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=