ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
65 Во второй части внимание автора сконцентрировано на личном опыте познания «голоса Бога» (субъективная речь авторского «я»). Здесь предс- тавлена широкая лексическая палитра, выражающая внутренний мир социаль- ного человека: помня, переживая, пробудился, покорность, понял, избрать путь, самому отвечать, глубоко чувствовал, нe поверил себе, сознательно и бессознательно, побуждение, соблазнам души моей, ваши стремления, мечты молодости, фантазировать и др. Однако это социальное внутреннее «я» противопоставлено, с одной стороны,– Божественному «Я» в себе («быть хорошим, в смысле евангельском, в смысле самоотречения и любви»), с другой стороны,– социальному «они» («таким, которого бы не я сам, но люди считали хорошим», «желаниями успеха перед людьми, быть знатным, ученым…»). Это противопоставление «Я/я» – «я/они» усиливается выводом о «бесполезности, тщете» «достижения мирских целей» [Толстой, 65]. Третья смысловая часть (повествовательная речь: сохранение прошлого; мы) усиливает внимание к совместному привычному опыту людей, где противопоставляется (Я - мы): «какая могла быть наша жизнь», «наши неисполненные мечты молодости» и «в наше время», «наша жизнь, которая имеет свои требования… наилучшим образом согласовать свои», т. е. наши, «поступки с жизнью существующего общества» [Толстой, 65]. Пафос четвертей части (объективная речь: ориентация на внешний мир; они) направлен на развенчание «опасного соблазна» – содействовать «переустройству существующего общества», ибо (противопоставление: Я – они) «цель эта лжива», «цель эта ничтожна перед целью продления в себе ... Божественного начала» [Толстой, 65]. В пятой части Л.Н. Толстым утверждается и раскрывается главная «ориентация» жизни и речи человека – «жить по-божьи, как говорят мужики». Усиливая императивную речь «верьте себе» (в истинном смысле этих слов), писатель еще и еще раз призывает наполнить свою жизнь истинным смыслом жизни христианина: «Ищите Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Все лексическое богатство этой части усиливает главную мысль: «делаться тем, чем хочет тот Бог, который дал нам жизнь», «все силы на... проявление в себе Бога», «свет сознания своего божественного происхождения» [Толстой, 65]. Проведя своих юных «собеседников» через все речевые ориентации (по К. Гарднеру «Душа»… есть то, что формируется в переходе от одной речевой ориентации к другой» [Гарднер, 50]), Л.Н. Толстой всем ходом своего убеждения и делает совершенно противоположный вывод словам К. Гарднера, утверждавшего: «Душа не принадлежит к “миру иному”, как часто утверждает религиозная мысль» [Гарднер, 50]. Л.Н. Толстой проповедует единение всех людей именно в «Божественном начале», когда «вся жизнь, и ваша, и всех людей, только в одном этом» и только это … ведет ко всему благу человечества» [Толстой, 66]. Вспоминая Крест Реальности Розенштока-Хюсси (по К. Гарднеру), можно предположить,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=