ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

64 1) «в направлении императива, дающего толчок событию» [52]: «будущее время, создаваемое повелительно-обращенной речью; Реальность - ТЫ» [51]; 2) «в направлении интериоризации познания на субъективном уровне» [52]; «внутреннее пространство, создаваемое субъективной речью; Реальность – Я» [51]; 3) «в направлении социализации и институализации поступка» [52]; «прошлое время, создаваемое объективной речью; Реальность – МЫ» [51]; 4) «в направлении относительной завершенности явления как части действительности» [52]; «внешнее пространство (мир), создаваемое объективной речью: Реальность – ОН, ОНА, ОНО, ОНИ» [51]. К. Гарднер ссылается на цитату «русского мыслителя Ивана Киреевского», который «одним из первых сумел увидеть и оцепить роль четырех ориентаций нашей речи в формировании души и значение этого для обоснования новых принципов философии!» [50]. Однако Л.Н. Толстой не только риторически предвосхитил эту теорию, реально воплотив ориентации речи в риторическом пафосе и логике изложения статьи «Верьте себе», но и углубил систему социальных ориентаций речи парадигмой противопоставлений каждой из них – высшей ориентации: «голосу Бога в себе» [Толстой, 64]. Поэтому в диспозиции статьи выделяются 5 смысловых частей (классическая риторическая структура), реализующих, с одной стороны, последовательность ориентаций (включая грамматические времена и личные местоимения) в соответствии с хронологическим методом (по К. Гарднеру) и, с другой стороны, последовательность их противопоставлений «Божественному началу в себе» [64] в каждой из частей (метод противопоставления). В первой части наряду с повелительно-императивной речью (ориентация на будущее; ты, вы), которая является одновременно опорной риторической доминантой всего изложения в статье (верьте себе, не бойтесь знайте, живите, ищите Царствия Божия и правды его, не тушите этот свет, берегите его и др.), Л.Н. Толстой стратегически заявляет всю парадигму противопоставления ориентаций: 1) Я – я (Я как Божественное начало во мне): «верьте себе»; 2) Я – я (личное я): «вопросы: кто я такое, зачем живу я...»; 3) Я – мы: «единственный смысл нашего существования»; 4) Я – они: «не бойтесь несогласия со взглядами и мыслями людей, окружающих вас»; 5) Я – в мы/ или мы – в Я (т. е. единая «воля той силы, которая послала вас в жизнь»): «когда ответы, представляющиеся вам, подтверждаются теми вечными началами мудрости людской, выраженной во всех религиозных учениях и в наиболее близком вам учении Христа в его высшем духовном значении» [64] .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=