ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
63 которая в статье может быть определена как сверхсложная духовно- социальная сверхзадача: направить и поддержать духовное внимание «выходящих из детства юношей и девушек» [Толстой, 63] к цели «исполнить назначение своей жизни, исполнить волю той силы , которая послала вас в жизнь» [63]. Решая эту внеречевую сверхзадачу, Л.Н. Толстой организует в риторической стратегии агитационного риторического дискурса три «риторические воли»: 1) «исполнить волю той силы, которая послала вас в жизнь»; 2) авторскую волю утверждения христианской веры; 3) волю «каждого из нас», читающих статью. Эта концепция ; трех «воль» целенаправленно проявляется на всех уровнях риторического канона в тексте: инвенции, диспозиции, элокуции (словесное оформление). На уровне инвенции (риторического замысла) это «волевое триединство» ораторского пафоса воплощается в предмете ораторской речи – словосочетании «ВЕРЬТЕ СЕБE» (16 раз), в котором местоимение «СЕБЕ» наполняется одним из трех контекстных смыслов «воли» с помощью опорных слов элокуции: 1) себе – «проявлению в себе Бога»; опорные слова: НАЧАЛО (7 раз) – «божественное начало», «верному, разумному и благому началу», «вечные начала» и др.; ГОЛОС (10 paз) – «голос истины, Бога», соГЛАСовать, разноГЛАСия; 2) себе – своей «внутренней» личности, в частности,– авторскому внутреннему «я»: «я не поверил себе тогда», «радостною для себя могла бы быть моя жизнь»; опорные слова: ВОПРОСЫ/ОТВЕТЫ (10 раз) – «искали ответов на эти вопросы», «несогласные с ними ответы»; ЖЕЛАНИЕ (7 раз) – « не на наших личных желаниях, а на желании»…; 3) себе – своей «внешней личности», известной личности, – Ване, Пете … сыну, дочери царя, министра или рабочего…», т. е. личности, сформированной и регулируемой волей других людей; опорное слово ОКРУЖАЮЩИЕ (7 раз) – «взглядами и мыслями людей, окружающих вас», «все окружающие меня люди» и др. На уровне диспозиции внеречевая сверхзадача Л.Н. Толстого, требующая взаимодействия с читателем, определила риторическую реализацию в статье того, что позднее в философии и риторике 20-21 вв. будет названо «диалогом», и в частности, – реализацию теории «ориентаций речи» современного американского ученого К. Гарднера. Через четыре ориентации речи: повелительную, субъективную, повествовательную и объективную, – «которые возникают в этой последовательности в пределах существующего опыта», «ориентируют нас на протяжени всей : жизни» [Гарднер, 1993, 50] «мы можем более или менее всесторонне осмыслить любое общественное явление. Иначе говоря, всякий человеческий опыт, любая проблема, любое человеческое свершение ... могут быть рассмотрены и поняты в четырех направлениях» (Крест Реальности Розенштока-Хюсси):
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=