ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
58 Сочувствие побуждает Герасима видеть в Иване Ильиче не барина, а человека вообще. Сознавая равенство всех перед смертью («Все умирать будем!»), Герасим этим стихийным «ты» становится единственным утешением для умирающего. «Вы», обращенное к прислуге, – знак недовольства. Так, графиня Ростова в минуты досады обращается к горничной: (13) – Что вы , милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место. Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы». Смена эмоциональных регистров в сторону подчеркнутой вежливости маркирует отстраненность, что еще более выделяет существующие иерархические отношения. Любопытную параллель находим при описании положения в доме бесприданницы Сони, влюбленной и любимой Николаем Ростовым: (14) …графиня <…> с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки все большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая» 3 . Также «между “ты” и “вы”» оказывается Катюша Маслова, выросшая «полугорничной, полувоспитанницей», но здесь вмешивается восприятие Нехлюдовым выросшей Катюши как привлекательной девушки: (15) – С приездом вас, Дмитрий Иванович! – с трудом выговорила она. <…> – Здравствуй... здравствуйте, – не знал он, как, на «ты» или на «вы», говорить с ней и покраснел так же, как и она. («Воскресение»). И, наконец, пятая ситуация, в которой противопоставление «ты» – «вы» наделяется особой значимостью – отношения между мужчиной и женщиной. Для Толстого важен, прежде всего, момент развития отношений, перехода на «ты». В повести «Детство» фраза с «ты», пусть и непроизнесенная, находятся в центре описания развивающегося чувства Николеньки к Соне: (16) – Знаете что? – сказала вдруг Сонечка, – я с одними мальчиками, которые к нам ездят, всегда говорю ты ; давайте и с вами говорить ты . Хочешь? <…> – Давай... те, – сказал я в то время, когда музыка и шум могли заглушить мои слова. – Давай ты, а не давайте, – поправила Сонечка и засмеялась. Гросфатер кончился, а я не успел сказать ни одной фразы с ты, хотя не переставал придумывать такие, в которых местоимение это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=