ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
56 общественной лестницы и очень бы удивились, узнав, что имеют через Облонского что-нибудь общее. Он был на «ты» со всеми, с кем пил шампанское, а пил он шампанское со всеми, и поэтому, в присутствии своих подчиненных встречаясь с своими постыдными «ты» , как он называл шутя многих из своих приятелей, он, со свойственным ему тактом, умел уменьшать неприятность этого впечатления для подчиненных. Стремление Стивы устроить жизнь наиболее приятным и удобным для него образом и как следствие его неразборчивость в знакомствах делают необходимым выделение из «постыдных “ты”» друга «не по одному шампанскому» – К. Левина (всякое отклонение от проявления такой яркой особенности характера должно оговариваться). Последовательность в проведении этого мотива через всю систему художественных средств, создающих Стиву как персонажа, не оставляет сомнений, насколько прием важен для Л. Толстого. В тесной связи с вышеописанным контекстом находится ещё один (третий) случай актуализации противопоставления «ты» – «вы». Здесь дифференцированное использование местоимений второго лица основано на разности социального и имущественного положения. Нехлюдов, встретив в суде бывшего учителя детей сестры, думает: «Этот протоиереев сын сейчас станет мне «ты» говорить». Досаде на знакомого предшествует сообщение повествователя о том, Нехлюдов «даже немного хвастал тем, что не знает его фамилии». Перед нами не единственный пример подобной рефлексии. Обращение на «ты» – форма близости к высшему обществу, объект желания не-аристократов – представлено, например, в рассказе «Севастополь в мае» как страшное и совершенно бессмысленное проявление тщеславия, «характеристической черты и особенной болезни нашего века»: (10) …для штабс-капитана Михайлова адъютант Калугин аристократ , потому что он адъютант и на «ты» с другим адъютантом, и за это он не совсем хорошо расположен к нему, хотя и боится его. <…> Ужасное слово аристократ . На этом фоне Стива Облонский, с такой тщательностью уменьшающий неприятность впечатления от «своих постыдных “ты”», предстает вовсе не «добрым» (эта черта, а также «врожденное отвращение к фальши» в описании Л. Толстого применительно к Облонскому всегда даны в нейтрализующем их окружении), а скорее интуитивно («с свойственным ему тактом») и гениально приспосабливающимся к обстоятельствам каждого дня – начиная с кредита в «Англии», сомнительном заведении, заканчивая получением выгодного места. В романе «Воскресение» есть персонаж, противопоставленный обитателям ярмарки житейской суеты – политическая заключенная Марья Павловна. О
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=