ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
50 Слово дверь обозначает разъединённость всего пространства дома, одновременно делает его замкнутым. При этом дом, с одной стороны, это мир, т.е. отсутствие войны. С другой стороны, пространство дома всё насквозь пронизано войной. Оно воспринимается как расширяющееся, что отражает трагические противоречия эпохи, время наполеоновских войн, войны 1812 года. Происходит взаимопроникновение этих пространств, их взаимообусловленность, что в дальнейшем приводит к деформации дома, всего бытия. Так, при описании времени войны 1812 года слово кабинет утрачивает сему «спальня», которая, в свою очередь, актуализируется в существительных галерея , гостиная , столовая , диванная , восходящих к оппозиции «хорошо – плохо». В данных существительных имплицированы значения «тревога», «страх», «беспокойство». Пространство сужается до пределов вещи: диван , вольтеровское кресло , кровать . В слове диван актуализируется значение «страх», возникает трансформированный образ смерти. В связи с этим слово диван воспринимается как текстовый синоним слова кровать ( одр ): « он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее , то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, <…> ночевал в столовой » [6; 112]. Оппозиция «хорошо – плохо» представлена номинациями нехорошо , хуже всего , лучше всех : « Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно, по тяжёлым мыслям, которые он передумал, лёжа на нём. Нигде не было хорошо, но всё-таки лучше всех был уголок в диванной за фортепьяно: он никогда ещё не спал тут » [6; 115]. В данном предложении, построенном на отрицании ( не было хорошо , никогда , не спал, нигде ), значение «хорошо» не вербализовано, что усиливает впечатление о разрушающемся пространстве. Таким образом, ключевые слова кабинет и дверь , лексико- семантические, лексико-тематические и ассоциативные группы, восходя к значениям «уклад семьи старого князя Болконского», «человек и государство», а также «Отечество», создают языковую картину русской действительности XIX века, раскрывают духовные поиски великого русского писателя − Л.Н. Толстого. Литература 1. Вайман, С.Т. Гармонии таинственная власть. / С.Т. Вайман. – М.: Советский писатель, 1989. 2. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. – М.: Наука, 1980. 3. Кошарная, С.А. В зеркале лексикона: введение в лингвокультурологию / С.А. Кошарная. – Белгород: Изд-во БГУ, 1999. 4. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=