ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

48 близкими людьми, а также оппозиции «отцы − дети», «владелец имения − дворовые», «глава семьи – домашние». То есть слово дверь , восходя к значениям «гордость», «своенравный характер», «властность» и «хозяин», определяет границу, возникшую внутри дома. Сама атмосфера кабинета передаётся номинациями с разными значениями. Это прилагательные с семой «характер князя» (« князь был резок и неизменно требователен » [4; 112]), существительные с семой «чувства, возбуждаемые в других людях» (« не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность , каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек » [4; 112]). Противоречивость характера старого князя Болконского зафиксирована и в текстовых антонимичных словосочетаниях не быв жестоким и самый жестокий человек. Значения «гордость», «чувство собственного достоинства», «всеобщее уважение» отражены в ряде номинаций и словосочетаний, входящих в лексико-тематическую группу «отношение окружающих к старому князю Болконскому». Это дочь , слуги ( от дочери до слуг ), начальник губернии [4; 112]. Зафиксированы эти значения и в том прозвище, которое было дано Николаю Андреевичу в обществе – le roi de Prusse (прусский король) [4; 111], в синтагме при Павле был сослан в деревню , т.е. оказался в опале. Антропоним Павел , так же как и синтагма невысокая, толстая женщина – матушка-императрица [6; 117] фиксируют историческое время – эпоху Екатерины Великой и Павла I, т.е. XVIII век. Слово дверь обозначает особую жизнь, организованную в кабинете. В основном, дверь закрыта, на что указывают глаголы запер , затворил и захлопнул : « Он (старый князь Болконский – О.Л.) потрепал её по плечу и сам запер за нею дверь » [4; 114]; « захлопнул дверь » [4; 142]. Около двери перед кабинетом даже разговаривают шёпотом: « Седой Тихон, в парике, высунувшись из двери официантской, шёпотом доложил, что князь почивают, и торопливо затворил дверь » [4; 123]. Слово дверь имплицирует значение «прощание». Расставание отца с сыном происходит на пороге кабинета. Как известно, в древности дверь «означала тот «горизонт», ту «межу», которые смотрели в противоположные стороны света и мрака и образно выражали точку «предела» [Фрейденберг, 1978, 563] Переживания старого князя Болконского передаются номинациями с семами «звук», а также «отсутствие звука»: « Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал»; « взвизгнул он»; «старик замолчал »; «Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом , отворяя дверь кабинета » [4; 141]. Указанные номинации, приобретая отрицательную коннотацию, фиксируют противоречивый характер героя. За внешним проявлением грубости скрываются переживания человека, у которого сын отправляется в действующую армию. Слово дверь в данном эпизоде – знак разъединённости семьи, стремления скрыть свои чувства, что вновь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=