ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
43 учился», «Через пять минут за мной затворилась дверь чулана» [ Толстой, 1930, Т.2: 37 ]. • Испытание: « кроме розог, вас ничем не заставишь повиноваться, и нынче вы их вполне заслужили», «Но уединение все-таки было очень тяжело: мне хотелось двигаться, рассказать кому-нибудь все, что накопилось у меня в душе, и не было вокруг меня живого создания». • Духовная смерть: «Неужели в то время я мог думать, что останусь в живых после таких несчастий, постигших меня…», «…никто меня не любит! – едва мог проговорить я, и со мной сделались конвульсии. Папа взял меня на руки и отнес в спальню. Я заснул» [Толстой,1930, Т.2: 49]. • Возвращение в свой мир: «Когда я проснулся было уже очень поздно, одна свечка горела около моей кровати, и в комнате сидели наш домашний доктор, Мими и Любочка. По лицам же их было заметно, что боялись за мое здоровье. Я же чувствовал себя так хорошо и легко после двенадцатичасового сна…» [Толстой, 1930, Т.2: 50]. Отсутствие в первом сценарии компонента «духовная смерть» может свидетельствовать о незавершенности и отсутствия цельности процесса, т.е. ситуация экзамена не является для Толстого настоящим посвящением. Экзамен считается испытанием, после которого герой получает новое звание или социальный статус. Но для писателя важны качественные изменения натуры, приобретения опыта духовных переживаний, это дает наказание. Подобная трактовка наказания уживается в творчестве автора с неприятием различного рода взысканий и репрессий. Неоднородность суждений может объясняться несколькими причинами: 1. взгляды действительно могли изменяться со временем; 2. возможно, подразумеваются разные источники экзекуции. Если это учитель или школа, то «школа не должна и не имеет права награждать и наказывать». Но наказывать может сама жизнь или совесть, в этом случае писатель соглашается признать справедливость расправы. « Я убедился, что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действовать жизнь, а не нравоучения и наказание » [Толстой, 1936, Т.8: 38]. В «Отрочестве» Николенька стойко переносит наказание за невыученные уроки и плохое поведение, гораздо тяжелее для него муки совести, за то, что он не оправдал ожидания отца (залез в портфель в его кабинете). Николенька не отрицает необходимости наказания. Но оно должно не подавлять дух, свободу в человеке, а исправлять его, предупреждать от повторения подобных ошибок. « Несмотря на то, что я ощущал сильнейшую боль в ухе, я не плакал, а испытывал приятное моральное чувство. Только что папа выпустил мое ухо, я схватил его руку и со слезами принялся покрывать ее поцелуями: «Бей меня еще, – говорил я сквозь слезы, – крепче, больнее… » [Толстой, 1930, Т.2: 49]. Неприятие существующих правил и законов школы сочетается у Толстого с четким следованием собственной педагогической концепции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=