ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

41 большею частью видит в учениках своих прирожденных врагов, по своей злобе и злобе родителей, не хотящих выучить того, что он сам выучил, и где ученики, наоборот, смотрят на учителя как на врага, который только по личной злобе заставляет их учить столь трудные вещи» [Толстой, 1936, Т8: 11]. Такое устройство школы Толстой называет «противоестественным», «полицейским». Философия идеализма, внимание к личности ребенка не позволили писателю принять существующую концепцию школы. Он был убежден, что такая шаблонная система не способствовала не только духовному развитию личности, но и даже элементарному получению системных знаний. Представления о школе основывались на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Необходимым условием для проявления этих качеств является свобода, отрицающая принуждение. Л.Н. Толстой создает свою школу в Ясной Поляне, устройство которой изображено в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». Статья является своеобразной инструкцией, руководством к пониманию организации учебного процесса у Толстого; дается подробное описание занятий, перечня предметов. Толстовская школа имеет сценарий стихийного бедствия, игры. Так же как и в игре: • Уроки не имеют четких границ, временных рамок: «По расписанию до обеда значиться четыре урока, а выходить иногда три или два, и иногда совсем другие предметы…Иногда увлечется учитель и ученики, и вместо одного часа класс продолжается три часа». [Толстой, 1936, Т8: 32] • Отсутствуют принуждения: «Несмотря на все преимущество влияния учителя, ученик всегда имеет право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя». [Там же] • Возможность изменения правил игры по желанию участников: «Учитель начнет арифметику, и перейдет к геометрии, начнет священную историю, а кончит грамматикой» [Там же]. • Свобода передвижения: «садятся они, где кому вздумается: на лавках, на столах, подоконнике, полу и кресле»; «С собой никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают» [Там же]. В статье содержится подробное описание поведения учеников и учителей во время классов. Школа в это время напоминает природное стихийное бедствие, бурю: • естественный и свободный характер: « Школа развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителем и учениками » [Толстой, 1936, Т8: 33]. • «затишье перед бурей» (начало школьного дня ): « в тумане, дожде или косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх темные фигурки по две, по три и поодиночке…Дорогой никогда я не видел, чтобы ученики

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=