ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
40 великий мыслитель, включаясь в педагогическую деятельность, руководствовался возвышенными целями: стремлениями улучшать само общество, помочь народу выбраться из бедственного положения, возвышать национальную культуру. Индивидуально-авторские представления о системе образования, развитии личности ребенка отразились в первых произведениях: трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», и в многочисленных педагогических сочинениях, написанных в зрелые годы. Изучение этих работ методами филологического анализа и новой, активно развивающейся науки – лингвокультурологии, поможет выявить скрытые смыслы и значения толстовской теории, исследовать индивидуальный стиль писателя с учетом соотношения языка и мышления, способов выражения в языке внеязыковой действительности. Рассмотрение концептов позволяет провести не просто лингвистический, а филологический анализ, что, несомненно, ведет к более глубокому пониманию текста и позиции автора. Индивидуально-авторский слой концепта Толстого можно представить в виде перечня фреймов и сценариев. Рассмотрения структуры концепта через анализ его фреймов и сценариев позволяют нам такие свойства объекта, как способность разворачиваться в последовательной смене эпизодов, существенность пространственных и временных характеристик. Творчество Толстого тем более уникально, что в нем реалистическая точность и правдивость деталей сочетаются с неординарными, непривычными взглядами писателя; изображение сложности и противоречивости внутреннего мира человека осуществляется естественным, непринужденным языком. Такая противоречивость улавливается на всех уровнях концепта. Так, наряду с авторским сценарием развития и организации школы, даются привычные нам эпизоды из жизни школьников. « На таблице, висевшей в классной, значилось: Lundi, de 2 a 3, Maitre d’ Histoire et de Geographie (Понедельник, от 2 до 3 – учитель истории и географии) , и вот этого-то Maitre d’ Histoire мы должны были дождаться, выслушать и проводить, прежде чем быть свободными»; «Ну-с, господа, – сказал он [учитель] , потирая одну о другую свои потные руки, – пройдемте-с сперва то, что было сказано в прошедший класс, а потом я постараюсь познакомить вас с дальнейшими событиями средних веков. Это означало: сказывайте уроки». [Толстой, 1928, Т2: 32] Даже несколько сцен отражают знакомый нам сценарий школы: 1.четкие временные границы уроков; 2. Установленное поведение учеников (« дождаться, выслушать и проводить »); 3 действия учителя: проверка знаний, объяснение нового материала, оценка ответов. В статье «О народном образовании» Толстой характеризует личные взаимоотношения ученика и учителя в современной ему школе: « учитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=