ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

30 предикаты смешанного типа : шагать, корчиться, больно, тепло . Слова, характеризующие мыслительную деятельность человека, считаются нейтральными, так как они не связаны с восприятием. Мы проанализировали предикаты, выражающие восприятие, в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». В число предикатов восприятия входят не только глаголы и причастия ( говорил , не умела сказать , видел , была одета ), но и краткие прилагательные, слова категории состояния, а также фразеологизмы, включающие слова со значением восприятия: хотел быть страшен , не ясно было, издал свой звук , ощутил потребность, глаза встречались . В количественном отношении слова, обозначающие восприятие, составляют около ¼ от общего языкового объёма повести. Общеизвестно, что композиция данного произведения – разговор в вагоне двух основных персонажей: повествователя и Позднышева. Основное место в повести занимает исповедь Позднышева перед случайным попутчиком, рассказ о совершённом преступлении, поэтому и большая часть языкового материала относится к речи этого персонажа. В языке повествователя визуальные предикаты составляют 6,52 %, аудиальные предикаты – 49,56 %, кинестетические предикаты – 1, 73%, предикаты смешанного типа, отражающие визуальное и кинестетическое восприятие, составляют 42,17 %. Количество предикатов, обозначающих вкусовые ощущения, незначительно: всего 12, из них именно к еде относится 1, остальные относятся к чаепитию. То есть ведущей системой восприятия повествователя является аудиальная система. Такой вывод соответствует роли персонажа повести: он слушает то, что говорит ему Позднышев. В языке Позднышева визуальные предикаты составляют 18,23 %, аудиальные – 28,6 %, кинестетические – 3,4 %, предикаты смешанного типа – 49,75 %. Что касается предикатов, обозначающих вкусовые ощущения, то их в речи Позднышева всего отмечено 23, из них относящихся к еде – 9; так что этот канал восприятия у персонажа явно не является ведущим. Итак, ведущие системы восприятия Позднышева – зрительная и слуховая. Функция этого героя в произведении – наблюдать и действовать. Два персонажа: наблюдатель и деятель – позволяют Л.Н. Толстому посмотреть на себя со стороны. Но и за каждым героем произведения, и за повествователем, и за Позднышевым, стоит писатель. Каждому персонажу он отдаёт часть себя, часть своих идей и своей личности. Перед автором и читателем происходит эксперимент: идеи проверяются на правильность и жизнеспособность. Л.Н. Толстой моделирует в своём произведении ситуацию, позволяющую рассмотреть идею с разных точек зрения (как, например, рассматривается идея Раскольникова в «Преступлении и наказании»). По окончании работы над произведением Л.Н. Толстой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=