ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
26 2. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. / Л.Н. Толстой. – М. – Л. : Гос. изд-во, 1928-1958. Т. 18 : Анна Каренина : роман : в 8 ч. Ч. 1-4 / Л. Н. Толстой / под общ. ред. В. Г. Черткова. – М., Л. : Худож. лит., 1934. – 555 [3] с. Т. 19 : Анна Каренина : роман : в 8 ч. Ч. 5-8 / Л. Н. Толстой / под общ. ред. В. Г. Черткова. – М. : Худож. лит., 1935. – 516 [2] с. Толстой, Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. – М.: Индрик, 1995. – 509 с. Е. А. Кокарева Тула, Россия РОЛЬ ПРЕДИКАТОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВОСПРИЯТИЯ В РАСКРЫТИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЕВ И АВТОРА ПОВЕСТИ «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА» 1. Полемика вокруг «Крейцеровой сонаты». Повесть «Крейцерова соната» интересна тем, что в ней обсуждаются проблемы любви и брака, семейных отношений, а также проблема воспитания женщины. Кроме того, в произведении показан глубокий внутренний психологический конфликт героя. Многие исследователи приписывают идеи, высказанные героем повести, Позднышевым, самому Л. Толстому, и таким образом отождествляют героя и автора произведения. Повесть привлекла внимание не только литературных критиков, но и психологов. Так, Г.В. Сегалин писал, что «Крейцерова соната» «сама по себе есть замечательнейший патологический документ сексуальной жизни эпилептоида. Такое копанье в грязном белье своих сексуальных переживаний, такое упоение и, можно сказать, экстатическое увлечение в обнажении себя и своей половой физиологии до крайности, есть черта эпилептоида, находящего наслаждение в циническом обнажении самого себя в самом непривлекательном свете» [Сегалин, 1930, 12]. Повесть Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» ещё до появления окончательной редакции и официального издания получила широкую известность, распространяясь в списках, и вызвала множество споров. В полемике вокруг «Крейцеровой сонаты» приняли участие критики разных направлений: и революционного, и реакционного. Так, критик «Русской мысли» М. Протопопов, указывая на двойственность героя, приписывает все мысли героя автору повести [Протопопов, 1891, № 8, 139]. Другой известный критик того же журнала, Н. К. Михайловский, считал неправомерным отождествление взглядов автора и героя «Крейцеровой сонаты». Хотя в произведении нет прямых «указаний» автора, позволяющих дать четкое разделение позиций героя и писателя, критик отмечал, что «Крейцерова соната» – «художественное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=