ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

23 Таблица 1 Структура концепта Общечеловеческий (универсальный) слой Преимущественно научные и обыденные понятия. Культурные установки, идеологемы и стереотипы, отражающие общечеловеческие ценности Культурный (национальный) слой Представления и обыденные понятия. Культурные установки, идеологемы и стереотипы, отражающие ценности той или иной лингвокультурной общности Субкультурный слой Представления, обыденные понятия, культурные установки, стереотипы, ориентированные на ценности того или иного социума. Итак, структура концепта культуры и концепта «Семья» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» как одного из его вариантов определяется как триединство общечеловеческого, культурного, субкультурного слоев. Характерно, что большинство культурных установок и стереотипов о семье, актуализированных в произведении, отражают общечеловеческие ценности: не убий, не прелюбодействуй, не желай жены ближнего твоего, не лги, почитай отца и мать . Они входят в число Десяти заповедей, открытых Моисею на горе Синай на двух каменных скрижалях. Закодированная в Библии культурная информация относится к универсалиям, присущим разным культурам. Ядро культурного слоя концепта «Семья» в романе формируют национально маркированные представления и взаимосвязанные с ними культурные установки и стереотипы. Н.И. Толстой отмечал, что в культуре можно выделить четыре разновидности: культуру образованного слоя, «книжную», или элитарную, культуру народную, крестьянскую, культуру промежуточную, соответствующую просторечию, которую обычно называют «культурой для народа», или третьей культурой, и традиционно- профессиональную субкультуру [Толстой 1995: 16-17]. Роман Л.Н. Толстого, один из шедевров русской классической литературы, относится к элитарному культурному страту. Во-первых, это сложное эпическое произведение. Он интересен, прежде всего, людям с достаточным уровнем образования. Во-вторых, принадлежность к элитарному культурному страту определяется своеобразной «социальной обусловленностью» представлений персонажей о семье. Герои произведения – дворяне: граф Вронский принадлежит к числу «золоченой молодежи петербургской», супруги Каренины, княгиня Лидия Ивановна, князь Облонский, князь Серпуховской – представители высшего света, приближенные к царскому двору. Однако важно отметить, что роман опирается на систему народных представлений о семье, что отражается в особенностях концептуализации. Так, Константин Левин (близкий, по единодушному мнению исследователей, Л.Н. Толстому и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку) видит в жене лучшее его самого : «…его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=