ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.
21 идеал не кроликов или свиней , чтобы расплодиться как можно больше, <…> а идеал добра, достигаемый воздержанием и чистотою». Патриархатным гендерным стереотипом является взгляд на женщину как на ‘источник зла’, ‘искусительницу’, ‘обольстительницу’, восходящий к христианскому архетипическому представлению и вербализующийся в метафоре дьявол . Причисление дьявола к символам русской лингвокультурной общности, в котором заключено негативное восприятие женской сущности, связано с библейской трактовкой преступного единства дьявола (змея) и женщины в совершении первого преступления в истории человечества: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 1-7). Далее, как мы знаем, следовало наказание Адама и Евы, изгнание их из рая на землю, из которой был взят Адам, змей же был проклят Богом. Лишение человечества вожделенного рая произошло по вине дьявола и женщины, что не может не быть причиной дурного отношения к женщине, доминирующего в сознании представителей лингвокультурной общности, воспитанных на христианских представлениях о морали. Л.Н. Толстой использует метафору дьявол для репрезентации представлений о женщине как об источнике зла для мужчины, – соблазняющей его на плотской грех, толкающей его в адскую бездну. Отец Сергий называет дьяволом соблазнившую его слабоумную, но привлекательную телесно и чувственную девицу: «Она взяла руку и поцеловала ее, а потом одной рукой обвила его за пояс и прижимала к себе. – Что мы? – сказал он. – Марья. Ты дьявол . – Ну, авось ничего. И она, обнимая его, села с ним на кровать». Таким образом, обнаруженные в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» четыре гендерно маркированные метафоры, заключающие в себе культурно значимые эталоны русской лингвокультурной общности и относящиеся к референту женщина ( ангел , богиня , самка и дьявол ), репрезентируют попарно две противоположные гендерные модели – матриархатную и патриархатную. Интересно отметить, что матриархатная гендерная модель со свойственными ей стереотипами ( женщина есть существо небесной чистоты , достойное особого поклонения и почитания )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=