ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

19 творческого наследия Л.Н. Толстого, поскольку произведения этого известного писателя являются не только отражением индивидуально- авторского восприятия особенностей русской национальной культуры второй половины XIX века, но и средством формирования русской лингвокультуры (в том числе и гендерно маркированной) начала XXI века. В повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» присутствуют четыре гендерно маркированные метафоры, употребленные по отношению к женщине: ангел, богиня, самка, дьявол . Слово ангел , обозначающее в религиозной мифологии ‘класс сверхъестественных существ, посланцев Бога, покровительствующих человеку’, именует здесь представителя другого класса ( женщину как представителя класса человек ), поводом для чего является положительная характеристика женщины как ‘живого существа, возвышающего его над другими живыми существами’. По сути, эта характеристика фокусируется в одном слове-метафоре ангел : «Он был в том периоде, когда “ты” еще не сделалось привычно, и ему, смотря нравственно снизу вверх на нее, страшно было говорить “ты” этому ангелу ». Свойствами ангела являются ‘неизменная нравственная чистота’, ‘незнание порока и греха’, ‘обитание в сфере неземного’. Свойства эти составляют мотив для переосмысления номинации ангел для именования ею нравственно чистой, идеальной женщины. Эти признаки репрезентируются и в других характеристиках невесты князя Касатского (отца Сергия): «Она сидела, то опустив голову, то взглядывая на огромного красавца, который с особенной нежностью и осторожностью говорил с ней, каждым своим жестом, словом боясь оскорбить, осквернить ангельскую чистоту невесты». Гендерным стереотипом следует признать ожидание ангельской чистоты от невесты – девушки из высшего света, благоговейное отношение к ней, при котором ее страшно оскорбить, осквернить: «Он был особенно влюблен в этот день и не испытывал ни малейшей чувственности к невесте, напротив, с умилением смотрел на нее, как на нечто недосягаемое ». Несоответствие истинных качеств женщины ожидаемым от нее влечет за собой тяжелое разочарование, которое, заметим, также является гендерно маркированным стереотипом: «Разочарование в Мэри (невесте), которую он представлял себе таким ангелом , и оскорбление было так сильно, что привело его к отчаянию <…>». Та же положительная квалификация женщины содержится в номинации богиня , объединенной с предыдущей ( ангел ) общими семами ‘сверхъестественная’, ‘неземная’, ‘обладающая возвышающими ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=