ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008г.Ч1.

15 характеризуется и лицо военного министра, причем эта улыбка не только притворная, но еще и глупая: ... на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много посетителей. Эту глупую улыбку военного министра Л.Н. Толстой подчеркивает еще раз: Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра. Л.Н. Толстой рисует Наполеона и со злобной улыбкой: Наполеон злобно улыбнулся и опять поднес к носу табакерку. Какой же улыбкой наделяет Л.Н. Толстой Кутузова? Как оказалось, у Кутузова и у князя Андрея одинаковая улыбка – чуть заметная : По пухлому изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка... Вдруг он (Кутузов) как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице... Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз... Однако несмотря на одинаковость улыбок Кутузова и Андрея, Л.Н. Толстой детализирует эти улыбки и, таким образом, при внешней одинаковости улыбок раскрывает разное движение души своих героев: чуть заметная улыбка Кутузова пробежала, мелькнула, а чуть заметная улыбка князя Андрея описывается сквозь призму понимания его душевного состояния княжной Марьей: Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки... Итак, улыбка князя Андрея особая, сочетающаяся с насмешкой – улыбка + насмешка – это было и на лице Бориса: Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись. Амальгама чувств, переданная одной улыбкой, раскрывает целую гамму чувств, порой не совместимых. Например, блаженная улыбка = сожаление + раскаяние + восторг : Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам; слабая улыбка = ужас + страх: Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх; улыбка = оживление + самодовольство: И всякий раз, как он (Пьер) взглядывал на свои босые ноги, на лице его пробегала улыбка оживления и самодовольства. Среди этого вида синкретических улыбок особо выделяется улыбка, подчеркивающая ее оригинальность и уникальность: улыбка + неулыбка, которая, впрочем, судя по тому, что пишет Л.Н. Толстой, не является особой редкостью: Улыбка у него была не такая, как у других людей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=