ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

И по этому короткому диалогу мы, действительно, можем представить себе характеры персонажей. Даже если бы в предыдущих главах автор не создал четкий психологический образ председателя суда, то из его коротких реплик-вопросов («Ваше имя? Ваше звание? Какой губер­ нии, уезда? Сколько вам лет?» и еще Шести подобных), при отсутствии каких-либо интонационных характеристик, можно заключить, что в этот момент он играет определенную социальную роль представителя власти, он обезличен, бесстрастен — это функция, а не человек. Совер­ шенно иная речь у Картинкина, она по-своему яркая и дает весьма хоро­ шее представление о своем носителе. Повторение в ответах грамматичес­ ких форм вопросов («Чем занимаетесь?» — «Занимаемся мы...» (множ. число)), синтаксических конструкций («Какой губернии, уезда?» —«Туль­ ской губернии, Крапивинского уезда, волости Купянской, села Борки»), порядка слов («Веры какой?» — «Веры мы...») свидетельствует о низком умственном развитии ответчика. О безграмотности и крестьянском про­ исхождении свидетельствует и бессознательное присоединение к ответу междометной конструкции «Помилуй бог...». Неуместность употребле­ ния этого словосочетания (на вопрос председателя: «Не судились преж­ де?» — «Помилуй бог, никогда») указывает не только на автоматическое воспроизведение речевой единицы, но и на то, что подсудимый совер­ шенно не в состоянии адекватно воспринимать не только окружающую его действительность, но даже то, что происходит непосредственно с ним. Подобный уровень интеллектуального развития автоматически ис­ ключает малейшую возможность духовной жизни человека. То, что Кар- тинкин садится только после трехкратного повторения просьбы и только после того, как эта просьба была переформулирована в команду («Си­ деть, сидеть!» — как при дрессировке) и подкреплена соответствующей мимикой пристава, также указывает на исключительную несамостоятель­ ность Симона даже в элементарных поступках. Таким образом, Толсто- МУудается создать удивительно емкий, информативно насыщенный (при всей его краткости) текст, объективно воспроизводящий действитель­ ность в речевом действии. Вторая часть главы, монологическая,— допрос подсудимой Бочковой, переданный в форме косвенной речи — в пересказе повествователем, т. е. автор использует прием описания речевого действия: содержания ответов и интонационно-мимических черт. В прямой речи звучит только одна фра­ за ~ вопрос председателя («Ваше имя?»). Причем основную информа­ цию о происходящем мы узнаем только из обстоятельств речевого ____________________Художественный мир А. Н. Толстого 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=