ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

вместе с персонажами и философски осмысливаемой автором в контексте христианского учения. Именно такой формой и является роман Толстого «Воскресение». В задачи же данного исследования входит: 1) выявление в структуре романа подструктур, построенных по модели драмы; 2) ана­ лиз сочетания драматургических принципов с эпическими принципами построения произведения; 3) определение функции подобной конструк­ ции в воплощении творческого замысла автора. Критериями эпичности, или повествовательности структуры, мож­ но считать следующее: прошедшее время (не грамматическое, а художе­ ственное); наличие четко прослеживаемого авторского голоса, оценки; повествование от лица наблюдателя — «со стороны». Соответственно критериями драматургичности структуры будут: настоящее время; отсутствие прямой авторской позиции; диалогичность. Синтез эпического и драматического начал хорошо прослеживается, например, в 9-й главе I части романа. В ней мы узнаем о событиях первого заседания суда по делу Масловой. Колшозиционный прием построения этой главы во многом отражает структуру произведения в целом. По организации форм речи эту главу условно можно поделить на три части: диалогическую, монологическую и смешанную, иначе говоря — драматическую (речь предстает в действии), повествовательную (речь описывает повествователь) и сценарную (речь в действии, но с характер­ ными для драматургических диалогов описательно-повествовательными комментариями автора). Начинается глава с воспроизведения речевого действия — диалога между председателем суда и подсудимым Симоном Картинкиным. Этот диалог ситуативен, выстроен по принципу парности реплик (вопрос- ответ). Здесь «жизнь высказывает себя сама» [7], что соответствует при­ роде драмы. Роль автора-повествователя в этом эпизоде сводится к четы­ рем фразам, выполняющим функции ремарки: одно указание на врел!я начала речевого действия («Окончив свою речь, председатель обратился к подсудимому» ); две интонационно-жестовые характеристики действий персонажа (первая: «Симон нервно вскочил. Мускулы щек зашевелились еще быстрее»; вторая; «...быстро проговорил он трескучим голосом, оче­ видно вперед приготовившись к ответу» ); и указание на завершение од­ ного речевого действия и переход к следующему («...обратился председа­ тель к следующей подсудимой»). Известно, что Толстой одним из приемов «техники» драматического искусства называл «верный, соответствующий характерам лицязык» (35, 258). XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=