ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Художественный мир Л. Н. Толстого 1|г='г— с понятием содержания (сюжета), а местоимение «что» — с понятием формы, то станет очевидно, что это, по сути дела, трансформация форму лировки проблемы повествования. То есть проблемы поиска, приемов создания такой «совокупности композиционных форм речи, связываю щих читателя с изображенным миром...» [4], которая стала бы идеаль ной формой произведения, не сковывающей содержание. Метод, выб ранный Толстым для создания такой формы, известен: «...все смешать и работать в смешанном...» (52, 5—6 ), а это было возможно только в художественном произведении. Результатом такого рода «смешения» и стал третий роман Толстого — «Воскресение». Известно, что «существует два способа художественного воплоще ния сюжетов. Это, во-первых, повествование о происшедшем ранее, ко торое ведется извне, “со стороны” . И, во-вторых, это речь самих персо нажей, являющая собой их действование в самой изображаемой ситуации, т. е. “внутри ее”». Соотношения между этими художественно-речевыми началами и определяют специфику эпических и драматических родов литературы... предметную основу которых... составляют жизненные про цессы, протекающие в пространстве и времени» [5]. Таким образом, выявление в структуре романа «Воскресение» элементов организации содержания, присущих эпосу и драме, становится особенно актуальной для постижения авторского замысла. Однако здесь речь будет идти не собственно о драме и эпосе, а о драматургических принципах повество вания в эпическом произведении (т. е. о принципах, присущих межви довым произведениям искусств). Родственное по теме исследование было предпринято Т. А. Соку- ром в его работе «Драматургические искания Д. Голсуорси и Л. Толсто го» . Сокур совершенно справедливо обратил внимание на мелодрамати ческую природу конфликтов романа «Воскресение» и некоторых драм Толстого (судебное разбирательство, преступление, нравственное паде ние и прозрение, нравоучительность и прочее). Если же исходить из того, что «драматургический — это способный получить воплощение в драме» [6], то становится очевидным, что драма тургический принцип повествования в эпическом произведении позволяет автору максимально объективизировать изображаемое, отчасти самоустранившись и передав слово персонажам. Сочетание же этого принципа организации произведения с другими позволяет создать такую форму, которая органически содержит в себе изображение динами ческой, постоянно меняющейся действительности, постигаемой читателем 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=