ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 в трактатной форме, давали возможность писателю систематизировать, логически выстраивать свои размышления над вопросами бытия. Но это никак не могло отвечать требованию «заразительности» искусства, тре бованию, особенно актуальному для дальнейшего распространения вло женных в произведение идей. В то же время острое осознание чудовищного духовного состояния общества заставляло Толстого (при его редкой «невозможности молчать») работать в области просвещения — публицистические статьи, обращения, народные рассказы и, конечно же драма, к которой Толстой, признавая ее «страшной силой» (35, 276), предъявлял особенно жесткие требова ния. Ведь степень впечатления, производимого драматическим произведе нием, непосредственным соучастием (внешне пассивным) в изображен ном действии, огромна. Поэтому Толстой ожидал наибольшего эффекта воздействия на общество, на саму действительность именно от драмы. Кроме этого, особенно привлекала Толстого в драме и возможность вос создания объективной действительности и ее моделирования. Однако здесь автор, хоть он и является организующим началом, придающим цельность всей пьесе, лишен собственного голоса, он как бы растворен в репликах персонажей, в самом действии. Растворен так же, как гармония — в кажу щемся хаосе мельчайших крупиц, составляющих мироздание. Однако вместе с выбором между этими двумя типами авторского са мовыражения Толстого непреодолимо влекло к художественному («хочется писать художественное» (51, 115)), более свободному от каких-либо струк турных канонов. А позволить себе «бессознательное», «праздное» творче ство (т. е. не направленное на духовную работу) он не мог. Поэтому-то, очевидно, и не столь важно в данном случае, что под разумевает Толстой в цитируемом высказывании под словом «драма»: абстрактную форму или замысел конкретной пьесы — «И свет во тьме светит», как предположил В. А. Жданов в своем фундаментальном труде «Творческая история романа Л. Н. Толстого "Воскресение"» [3]. Итак, учитывая все сказанное, можно заключить, что проблема соотношения содержания и формы в романе «Воскресение», которая существует в литературоведении по сей день, восходит к творческой лаборатории самого писателя. Как-то, еще в 1889 г., Толстой записал в дневнике: «Просветляется одна точка в писании. Может быть, сегодня... начну, что — сам не знаю, но о чем — знаю» (50, 5). Если допустить определенную терминологи ческую вольность и соотнести контекстуальное местоимение «о чем» 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=