ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Художественный мир Л. Н. Толстого Blk-CL Ш f {. О. Бабаева Москва ПОВЕСТВОВАНИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» (драматургический принцип) «Писание может быть двух родов: риторическое или чисто художе ственное... “Воскресение” , в нем есть и чисто художественные места, которые хороши, и риторические, которые в отдельности тоже хороши, но переход от одной части к другой не хорош» [1]. Эго признание Толстого косвенно указывает на разрешение пробле мы, возникшей перед ним в период одного из перерывов в работе над итоговым романом и отраженной в дневниковой записи от 16 мая 1896 г.: «Не могу писать свое изложение веры. Неясно, философно, и то, что было хорошего порчу! Думаю начать все с начала или сделать перерыв и заняться повестью или драмой» (выделено мною.— Н. Б.) [2]. Важным в данном случае представляется не выбор Толстым одного из не скольких конкретных творческих замыслов, а размышление над выбором формы, наиболее подходящей для выражения «всего того, что открылось» писателю в результате огромной духовной работы, продолжавшейся с раз ной степенью интенсивности на протяжении всей жизни. Думается, прин ципиально не верно ограничивать эту работу только десятилетним перио дом, в который она достигла необычайной высоты и остроты. Проблема формовыражения в период с 80-х годов XIX в. и до конца Жизни действительно стала для Толстого ключевой в творческом процес се. Необходимость осмысления и разъяснения смысла жизни, законов бытия — того, что Толстой называл Божественной истиной,— влекло его к созданию «риторического»: философских трактатов, статей, в которых доминирующими были аналитическое, рационалистическое и монологи ческое начала. Прямолинейность, сухость изложения, непреодолимые 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=