ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

5. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения: В 2 т Т. 2 - М., 1 9 5 0 - С. 582. 6. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1,— М., 1993.— С. 284. 7. Громова-Опульская Л. Д. Национальное, народное и всемирное в книге «Война и мир» / / Литература в шк.— 2003.— № 3.— С. 9. 8. Концепция Толстого по поводу человека восходит к основным положениям учения о человеке Отцов Церкви, сводящегося к утвержде­ нию трехсоставности души как проекции Божественной Троицы в чело­ веческой природе (Ефрем Сирин. Духовные наставления,— М., 1998.— С. 238) и перспективе духовного преображения и воскресения в земной жизни, что является существенным вкладом св. Григория Нисского в богословие, поскольку он «с исключительной силой раскрыл перед цер­ ковным сознанием эту истину, которая глубоко соответствует Право­ славному преданию» (Верховский С. Бог и человек— Нью-Йорк, 1956.— С. 207). Уже в «Войне и мире» Толстой как художник и мыслитель приходит к истине на основе духовного опыта народа, усвоенного им в ранний период творчества, но декларируемой в религиозно-философс­ ких сочинениях: «Учение Христа руководит людьми указанием им того бесконечного совершенства Отца Небесного, к которому свойственно стремиться всякому человеку» (28, 76). 9. Нисский Г. Об устроении человека.— СПб., 1995.— С. 51. 10. Архиепископ Иоанн (Шаховской) в своей оценке Толстого со­ глашается даже с ленинскими положениями: «Откинув, как шелуху бар­ скую затею, все евангельские слова автора нового “материалистического евангелия, Ленин верно почувствовал в нравственных обличениях Тол­ стого страшную, ему нужную разрушающую силу. Правда Толстого взры­ вала весь мир во всем его строе и порядке» (Архиеп. Иоанн Сан-Фран- цисский (Шаховской). Избранное.— Петрозаводск, 1992.— С. 276). XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=