ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

интересами... независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований» (10, 152), неотделимая от политической и социальной истории и осмысли­ ваемая в философских обобщениях на бытийном уровне развития сю­ жета. Толстой проводит своих героев через испытания души и созна­ ния стихией самообольщения, так или иначе определившей их духовный облик. И в связи с этим воплощенные в книге картины жизни не само­ ценны, но раскрывают проявляющие себя в их ситуациях характеры. Так, разочарование в сформированных воспитанием нравственных при­ оритетах побуждает их к интенсивным поискам своего места в жизни, когда они оказываются словно на перепутье, утвердившись в бессмыс­ ленности дальнейшего движения по избранному ими пути. Болконский на Праценской горе путается в бессмысленной связи явлений, ощутив свою ничтожность и беспомощность в расстроенной жизни, а Пьер в Торжке после дуэли с Долоховым, когда он не умеющий стрелять, мог бы погибнуть, но, как и Андрей в Аустерлицком сражении, чувствует, «будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (10, 65 ), но оба безнадежно раненные — физически и нравственно, с неукорененным в жизни сознанием, лишенные само­ стоятельного духовного опыта, снова заходят в тупик: князь Андрей примыкает к кружку Сперанского, а Пьер становится масоном, так и не прояснив для себя исконное предназначение человека, превратно осознав себя достойным указать путь к благу человечества, как и его друг князь Андрей, пытавшийся идеей права преобразить несовершен­ ство современной ему жизни, охваченной мраком неверия. И, только выстрадав тщетность избранного ими нового пути, повторяющего их прежние заблуждения, они после встречи с Наташей Ростовой и освоенных на глубинах души и сознания впечатлениях от исконных жизненных проявлений обретают истинное понимание человеческого предназначения. Однако физические силы Болконского, растраченные им впустую, ставят ему предел земного существования. Пьер же утвер­ ждает истину согласия в его земном преломлении: «...ежели люди по­ рочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое» (12, 294). Освоение духовного содержания «Войны и мира» Толстого немыс­ лимо без глубокого понимания художественной целостности инфраструк­ туры повествования, обусловленной воплощением логики судеб князя Андрея и Пьера Безухова, которые проходят в своем пути от самообмана XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=