ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
интересами... независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований» (10, 152), неотделимая от политической и социальной истории и осмысли ваемая в философских обобщениях на бытийном уровне развития сю жета. Толстой проводит своих героев через испытания души и созна ния стихией самообольщения, так или иначе определившей их духовный облик. И в связи с этим воплощенные в книге картины жизни не само ценны, но раскрывают проявляющие себя в их ситуациях характеры. Так, разочарование в сформированных воспитанием нравственных при оритетах побуждает их к интенсивным поискам своего места в жизни, когда они оказываются словно на перепутье, утвердившись в бессмыс ленности дальнейшего движения по избранному ими пути. Болконский на Праценской горе путается в бессмысленной связи явлений, ощутив свою ничтожность и беспомощность в расстроенной жизни, а Пьер в Торжке после дуэли с Долоховым, когда он не умеющий стрелять, мог бы погибнуть, но, как и Андрей в Аустерлицком сражении, чувствует, «будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (10, 65 ), но оба безнадежно раненные — физически и нравственно, с неукорененным в жизни сознанием, лишенные само стоятельного духовного опыта, снова заходят в тупик: князь Андрей примыкает к кружку Сперанского, а Пьер становится масоном, так и не прояснив для себя исконное предназначение человека, превратно осознав себя достойным указать путь к благу человечества, как и его друг князь Андрей, пытавшийся идеей права преобразить несовершен ство современной ему жизни, охваченной мраком неверия. И, только выстрадав тщетность избранного ими нового пути, повторяющего их прежние заблуждения, они после встречи с Наташей Ростовой и освоенных на глубинах души и сознания впечатлениях от исконных жизненных проявлений обретают истинное понимание человеческого предназначения. Однако физические силы Болконского, растраченные им впустую, ставят ему предел земного существования. Пьер же утвер ждает истину согласия в его земном преломлении: «...ежели люди по рочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое» (12, 294). Освоение духовного содержания «Войны и мира» Толстого немыс лимо без глубокого понимания художественной целостности инфраструк туры повествования, обусловленной воплощением логики судеб князя Андрея и Пьера Безухова, которые проходят в своем пути от самообмана XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=