ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

В «Войне и мире» Толстой художественно-философски постигает закономерности возвращения человека к духовным первоосновам бытия вопреки наставлениям по поводу доверия к антропоцентрической систе­ ме аксиологических представлений, истолкованных эпохой в качестве приоритетного направления нравственного самовыражения. И поэтому повествование представляет собой рассказ о движении совращенных са­ мообольщением князя Андрея и Пьера Безухова от соблазнов честолю­ бия и тщеславия к духовному воскресению, так что композиция «Войны и мира», художественная инфраструктура которой определяется логикой судеб героев, организована пасхальным архетипом авторского сознания. Тема воскресения — одна из ключевых в творческом наследии Толстого, художника и мыслителя, воспринимающего мир в контексте православ­ ной духовной культуры: «Различие между людьми только в том, что один очунается в молодости, другой в зрелых летах, третий в старости, четвер­ тый на одре смерти» (26, 648—649). Толстой мыслил религиозно как до создания романа «Война и мир», когда ощущал свою связь с Отцом: «Даруй мне в твердой вере и надежде на Тебя, в любви к другим и от других спокойной совестью и пользой для ближнего жить и умереть» (47, 12), что нашло свое отражение в дневнике и ранних художествен­ ных произведениях, так и после «Войны и мира», завершающейся утвер­ ждением благодати, смирения, спасшего Россию от нашествия Антихри­ ста в 1812 г. Духовное порабощение антихристианскими идеями, порожденными сомнениями в праведности и духовной состоятельности народного опыта, Толстому представлялось куда более серьезным испы­ танием, и поэтому он призывает одуматься: «...необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависи­ мость» (12, 341). Так что жизнеутверждающее и укрепляющее падшего человека творческое сознание Толстого едва ли возможно истолковать разрушительной для православного миросозерцания антихристианской традиции [10], оспоренной писателем в «Войне и мире». Толстой выстраивает повествование «Войны и мира», развертываю­ щееся от признания главными героями ложной истины заблуждений к их духовному прозрению, стремясь к целостному охвату жизненной ситуации и не ограничиваясь воссозданием колорита исторической эпо­ хи: «Я боялся... что необходимость описывать значительных лиц 12 года заставит меня руководиться историческими документами, а не истиной» (13, 53). И поэтому приоритетным направлением повествования для Толстого становится «настоящая жизнь людей с своими существенными __________________ Художественный мир Л.Н. Толстого - 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=