ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого Г. И. Данилина, Е. Н. Эртнер Тюмень ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПРОЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Тему России можно назвать основной, объединяющей для всего твор­ чества писателя. В отечественном литературоведении рассматриваются ми­ ровоззренческие, концептуальные, социально-политические и эстетические ее аспекты. Во многих современных исследованиях показано, насколько глу­ боки, дискуссионны, противоречивы и мучительно напряженны размышле­ ния Л. Н. Толстого о судьбе России. К настоящему времени становится все более очевидным, что в теме России у Толстого проступает древняя нацио­ нальная литературная традиция в ее сложном взаимодействии с социальны­ ми и культурными интенциями времени эпохи Толстого. И главным здесь становится, с нашей точки зрения, образ русской земли. Он имеет много­ плановое, neiгоддающееся жесткому аналитическому взгляду устроение, указывающее на его эстетическое богатство и экзистенциальную насыщен­ ность. В этом образе есть идеологические и поэтологические составляющие, которые в тезисной форме могут быть представлены так: I. Идеологический план. 1. Земельный вопрос и его актуальность в публицистике Толстого (пись­ ма, статьи; Толстой о Герцене в дневниковых записях Маковицкого). 2. Оппозиция Запад — Россия («французское», «немецкое» и «рус­ ское» в темах истории, власти и народа, воспитания и его целей). Спор с Западом в творчестве Толстого окончательно не завершает­ ся ни в одном из его публицистических или художественных сочине­ ний. Он длится всю жизнь писателя и свидетельствует о диалектичном осмыслении вопроса. Диалектичность и глубину этому спору придает особое пространственное решение образа России. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=