ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 Толстой в свете христианской антропологии [8] изображает духовное воскресение князя Андрея многопланово, вскрывая пробуждение души в момент эмоционального потрясения встречей с Курагиным, которому был готов преподать урок чести, но его враг наказан, как и он сам, страданиями и муками. Толстой отслеживает просветление сознания Болконского, когда он постигает связь своей судьбы с Евангельской исти­ ной, и, как торжество Духовных первооснов человеческой природы, Толстой отмечает преображающее воздействие любви, охватившей Бол­ конского, в христианской системе аксиологических представлений пони­ маемой как сущностное проявление Идеи Творения. «Соприкосновение с непостижимой природой принципиально доступно человеку и даруется в вере, действующей через любовь»,— утверждает Г. Нисский [9], вслед за которым Толстой в «Войне и мире» делает вывод: «Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет незримого» (12, 165). Так и Болконский достигает полноты знания о человеке и мире в лоне судьбы Небесного Отечества, преодолевая ограниченность своего прежнего по­ нимания человеческой исключительности как первопричины истории и непреложного условия благодатного мироустройства. Освоение духовного смысла художественно-философского ответа Тол­ стого, данного им в романе «Война и мир> кризису современных писателю мира и человека, затронутых чужеродными и растлевающими влияниями, предопределено четким уяснением художественной целостности книги, струк­ турообразующим началом повествования которой является логика судеб главных героев — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Избавление Пьера от духовной двойственности, выразившейся в про­ тивостоянии открытости как миру и человеческим страданиям, так и ис­ кушению соблазнами и заблуждениями — эмоционально усвоенной идее вседозволенности на пути к всеобщему благу, Толстой также развертывает многопланово, воспроизводя движение души и сознания и освобожде­ ние Духа от плена тлетворного воздействия стихии в художественно убе­ дительных картинах психологического преображения героя, что приводит к целостности воплощения духовных процессов. Душевное потрясение Пьера во время казни, когда он оказался сви­ детелем безумного злодеяния людей, принужденных к этому обстоятель­ ствами их социального самовыражения, доводит его до отчаяния и ощуще­ ния безысходности пребывания в порочном мире: «...в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым., уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=