ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и кото­ рой я не понимал» (11, 258). Князь Андрей отмечает движение своей жизни от сомнений и чувства безысходности к обретению духовной опо­ ры и ощущению благодатного смирения перед Божьей волей, и поэтому в Мытищах на седьмой день после прозрения и уяснения исконных при­ оритетов человеческой судьбы он просит в стремлении к душевному ис­ целению дать ему Евангелие, подчинившись воле Всевышнего и освобо­ дившись от р азъедающ их душу соблазнов исключительности и неподсудности: «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека < ...> находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!» (11, 386). И уносясь в своих мечтах и воспоминаниях в этот открывшийся ему благодатный мир, преисполненный слаженности и покоя, побеждая выпавшие на его долю мучительные страдания, так что даже доктор был удивлен его стойкостью, Болконский возвращается в мыслях к Наташе, необъяснимая бессмысленность разрыва с которой теперь интуитивно была воспринята его преображенной душой и очищенным от порочных заблуждений сознанием, и неожиданно Наташа оказывается перед ним словно знак прощения свыше — его, простившего и раскаявшегося в греховных поступках и помышлениях. Радость охватила князя Андрея, когда он увидел рядом отвергнутую им женщину, которую теперь «изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой, Божеской любовью» (11, 388). Остановка в Троице-Сергиевой Лавре вместе с Наташей, для которой «сущность... жизни — любовь» (12, 177), активизирует его душевные силы и освобождает духовные процессы от растлевающего влияния гордыни и желания славы, и Болконский неожи­ данно для себя вполне естественно и искренне начинает оперировать категориями православного сознания, покидая земной мир и растратив себя на стяжание духовной опустошенности: «Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику» (12, 63). Так, в итоге духовной эволюции князь Андрей, воспитанный в безрелигиозной атмосфере Лысых Гор, в антро­ поцентрической традиции, приходит к признанию спасительной Библей­ ской истины, высказанной еще в начале христианской истории: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (Иоанн, I, 4: 8). __________________Художественный мир Л. Н. Толстого 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=