ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого Д. С. Кондратьев Липеик ПРОБЛЕМА КОМПОЗИЦИИ И ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ «ВОЙНЫ И МИРА» Л. И. ТОЛСТОГО Выявляя закономерности развития отечественной художественной традиции, обусловленной категориями православного миропонимания, невозможно отделить обобщающие научные тенденции от нового истол­ кования наследия русских писателей. Творчество Толстого в истории рус­ ской литературы имеет основополагающее значение, поскольку в условиях кризиса современности способно стать базисным фрагментом националь­ ной картины мира, выражая духовное предназначение России — «дать средоточие и целостность разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с всецелым Божественным началом» [1]. Современное прочтение «Войны и мира» Толстого, как одной из ключевых книг русской литературы, предполагает освоение во всей его полноте духовного настав­ ления человечеству, уклонившемуся от исполнения предначертанного Про­ мыслом. Однако сегодня едва обозначен в толстоведении смысл «Войны и мира» как ответа Толстого и России эпохе духовной смуты 60-х гг. XIX в., поскольку на первый план выдвигается специфика художественного пре­ ломления исторической темы, что не исчерпывает художественно-фило- софской концепции человека и мира. В. Н. Ильин, известный богослов и философ, еще в 1960 г. обратил внимание на ограниченность историко­ патриотического понимания «Войны и мира» Толстого, который «восстает против культа “ вождей” и вообще против всякого идолопоклонства толпы перед гордецами-узурпаторами, возомнившими себя владыками мира и забывшими о Боге» [2]. Уяснение духовного смысла романа «Война и мир>, адекватного замыслу, находится в плоскости изучения композици­ онной выстроенности повествования. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=