ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

предвидения, гениальности полководцев, «которые из самых непроиз­ вольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроиз­ вольными деятелями» (3, 192). Адекватное художественное воплощение философская концепция Тол­ стого нашла в образе Платона Каратаева. Этот персонаж не имеет прототи­ па, но по своей ментальности, психическому складу он —характерный пред­ ставитель народа, его низших слоев, крестьянства. «Он был непостижимым олицетворением духа простоты и правды» (4, 52), «жизнь его, как он смот­ рел на нее, не имеет смысла как отдельная жизнь, а как частица целого, которое он постоянно чувствовал» (4, 53). «Привязанностей, дрркбы, люб­ ви Каратаев не имел никаких, но он любил и жил любовно со всем, с чем его сводила жизнь, особенно с человеком — не определенным, известным, но теми людьми, что были перед его глазами» (4, 52). Это идеализированный собирательный образ, но писатель придает ему индивидуальность и жизнен­ ную конкретность. Из каратаевых складывается войско, основание конуса. Таковы, по убеждению Толстого, непосредственные участники военных дей­ ствий, отдельные воли, все вместе определяющие дух войска. Движение человечества, вытекающее из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно. Постижение законов этого движения определяет­ ся писателем как цель истории. В романе «Война и мир» Толстой изображает действительно имев­ шие место исторические события не в их хронологической последова­ тельности и фактичной конкретности, а в их внутренней связи, которую он стремится раскрыть и философски осмыслить, отыскать прркину дей­ ствий отдельных людей (непосредственных простых участников и руко­ водителей, стоящих во главе событий и движения), ощущение свободы отдельной воли и ее связи с общим ходом истории. Толстой определяет предмет истории как жизнь народа и человечества (4, 307). Непосред­ ственно описать, «уловить», «обнять словом жизнь не только человече­ ства, но и одного народа невозможно». Толстой и не ставит перед собой этой задачи. Он не историк и не занимается фактографией. Его произве­ дение — это грандиозная попытка философского осмысления истории человечества и одновременно мастерское выражение философских поис­ ков в художественной форме. Это произведение особого художественно­ историко-философского жанра, в котором воедино сливаются историчес­ кий фон, философское содержание и внутренняя художественная форма (система образов персонажей романа). Это произведение стоит особня­ ком среди романов XIX и XX вв., занимает особое место в мировой Художественный мир Л. Н. Толстого 81

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=