ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
предвидения, гениальности полководцев, «которые из самых непроиз вольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроиз вольными деятелями» (3, 192). Адекватное художественное воплощение философская концепция Тол стого нашла в образе Платона Каратаева. Этот персонаж не имеет прототи па, но по своей ментальности, психическому складу он —характерный пред ставитель народа, его низших слоев, крестьянства. «Он был непостижимым олицетворением духа простоты и правды» (4, 52), «жизнь его, как он смот рел на нее, не имеет смысла как отдельная жизнь, а как частица целого, которое он постоянно чувствовал» (4, 53). «Привязанностей, дрркбы, люб ви Каратаев не имел никаких, но он любил и жил любовно со всем, с чем его сводила жизнь, особенно с человеком — не определенным, известным, но теми людьми, что были перед его глазами» (4, 52). Это идеализированный собирательный образ, но писатель придает ему индивидуальность и жизнен ную конкретность. Из каратаевых складывается войско, основание конуса. Таковы, по убеждению Толстого, непосредственные участники военных дей ствий, отдельные воли, все вместе определяющие дух войска. Движение человечества, вытекающее из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно. Постижение законов этого движения определяет ся писателем как цель истории. В романе «Война и мир» Толстой изображает действительно имев шие место исторические события не в их хронологической последова тельности и фактичной конкретности, а в их внутренней связи, которую он стремится раскрыть и философски осмыслить, отыскать прркину дей ствий отдельных людей (непосредственных простых участников и руко водителей, стоящих во главе событий и движения), ощущение свободы отдельной воли и ее связи с общим ходом истории. Толстой определяет предмет истории как жизнь народа и человечества (4, 307). Непосред ственно описать, «уловить», «обнять словом жизнь не только человече ства, но и одного народа невозможно». Толстой и не ставит перед собой этой задачи. Он не историк и не занимается фактографией. Его произве дение — это грандиозная попытка философского осмысления истории человечества и одновременно мастерское выражение философских поис ков в художественной форме. Это произведение особого художественно историко-философского жанра, в котором воедино сливаются историчес кий фон, философское содержание и внутренняя художественная форма (система образов персонажей романа). Это произведение стоит особня ком среди романов XIX и XX вв., занимает особое место в мировой Художественный мир Л. Н. Толстого 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=