ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

человечества всякой минутой жизни царей пользуется как орудием для своих целей» [2]. Историческая необходимость, по убеждению писате- ля-философа, абсолютно исключает свободный выбор. Свободный посту­ пок исключается законом истории. Фаталистический подход к истории человечества, понимание общества как чего-то бесструктурного, как ме­ ханической суммы индивидов, приводит к абсолютному уравниванию их роли в исторических событиях. «Действия Наполеона и Александра так­ же мало произвольны, как и действия каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору» (3, 5). Наша задача состоит не в том, чтобы находить слабые места в фило­ софской концепции Толстого, а в том, чтобы продемонстрировать ее убе­ дительность в созданных писателем художественных образах. Концепция философии истории в романе нашла вполне адекватное выражение в образах главнокомандующих воюющих армий — Кутузова и Наполео­ на. Эти глубоко индивидуальные и живые образы прямо противополож­ ны. Наполеон проникнут сознанием собственного величия, гениальнос­ ти, правоты: «...все, что он делал, было хорошо, потому, что он это делал» (3, 30). Ему было присуще безграничное самодовольство, ощущение все­ общего обожания. Он не мог отречься «от своих поступков, восхваляе­ мых половиной света, и поэтому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого» (3, 268). «Он перенесся в свой мир призраков какого-то величия, стал покорно исполнять жестокую, нечеловеческую роль, что была ему предназначена» (3, 268). Кутузов, напротив, лишен всего героического, величественного, спит на военных советах; он стар и дряхл. Но он позволяет себе саркастичес­ кое замечание в адрес царя, и в то же время сердечно относится к своему адъютанту Болконскому. «Он понимал, что есть что-то сильнее и значи­ тельнее его воли: это неизбежный ход событий; он умеет видеть их, понимать их значение и поэтому отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли»,— так думает о Кутузове князь Болконский (3, 182). «В своей стратегии и тактике Кутузов больше всего полагался на двух воинов — терпение и время. Он знал, что решают участь сражения не распоряжения командующего, не количество пушек, а неуловимая сила, называемая духом войска; он следил за этой силой, руководил ею, на сколько это было в его власти» (3, 255). Согласно философии Толстого, давая и принимая Бородинское сра­ жение, Кутузов и Наполеон поступали не по своей воле и произволу, а историки под свершившиеся события, факты подвели доказательства XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 80 jlgdiiw

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=