ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
человечества всякой минутой жизни царей пользуется как орудием для своих целей» [2]. Историческая необходимость, по убеждению писате- ля-философа, абсолютно исключает свободный выбор. Свободный посту пок исключается законом истории. Фаталистический подход к истории человечества, понимание общества как чего-то бесструктурного, как ме ханической суммы индивидов, приводит к абсолютному уравниванию их роли в исторических событиях. «Действия Наполеона и Александра так же мало произвольны, как и действия каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору» (3, 5). Наша задача состоит не в том, чтобы находить слабые места в фило софской концепции Толстого, а в том, чтобы продемонстрировать ее убе дительность в созданных писателем художественных образах. Концепция философии истории в романе нашла вполне адекватное выражение в образах главнокомандующих воюющих армий — Кутузова и Наполео на. Эти глубоко индивидуальные и живые образы прямо противополож ны. Наполеон проникнут сознанием собственного величия, гениальнос ти, правоты: «...все, что он делал, было хорошо, потому, что он это делал» (3, 30). Ему было присуще безграничное самодовольство, ощущение все общего обожания. Он не мог отречься «от своих поступков, восхваляе мых половиной света, и поэтому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого» (3, 268). «Он перенесся в свой мир призраков какого-то величия, стал покорно исполнять жестокую, нечеловеческую роль, что была ему предназначена» (3, 268). Кутузов, напротив, лишен всего героического, величественного, спит на военных советах; он стар и дряхл. Но он позволяет себе саркастичес кое замечание в адрес царя, и в то же время сердечно относится к своему адъютанту Болконскому. «Он понимал, что есть что-то сильнее и значи тельнее его воли: это неизбежный ход событий; он умеет видеть их, понимать их значение и поэтому отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли»,— так думает о Кутузове князь Болконский (3, 182). «В своей стратегии и тактике Кутузов больше всего полагался на двух воинов — терпение и время. Он знал, что решают участь сражения не распоряжения командующего, не количество пушек, а неуловимая сила, называемая духом войска; он следил за этой силой, руководил ею, на сколько это было в его власти» (3, 255). Согласно философии Толстого, давая и принимая Бородинское сра жение, Кутузов и Наполеон поступали не по своей воле и произволу, а историки под свершившиеся события, факты подвели доказательства XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 80 jlgdiiw
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=