ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого 1 но всего этого недостаточно, чтобы рассматривать роман как произведе­ ние художественно-философского жанра. Одна из основных тем, которую писатель развивает в книге и в философско-публицистической, и в художе­ ственно-образной форме — это тема философии истории. Имеет ли человеческая история определенную цель, осознается ли она участниками исторических событий? Каковы причины историчес­ ких событий, побркдения исторических личностей, произвольны ли их действия, поступки или же они предопределены? Отвечая на эти и многие другие, им же самим поставленные вопросы, писатель создает определен­ ную концепцию в области философии истории. Философское содержание в этом произведении весьма значительно, занимает в нем существенное место, органично ему. Но при этом вряд ли кому-нибудь придет в голову считать Л. Н. Толстого великим философом, наряду с Кантом, Гегелем, и вряд ли кто-нибудь станет сомневаться в том, что Л. Н. Толстой — великий художник, а его роман «Война и мир» — произведение не фило- софско-художественное, как «Тошнота» Сартра, а художественно-фило- софское, как «Фауст» Гете, «Доктор Живаго» Пастернака. Не умаляя цен­ ности философских изысканий Толстого, трудно, однако, не отдать предпочтения их воплощению в художественных образах, созданных в романе (Кутузов, Наполеон, Платон Каратаев). Философия истории Л. Н. Толстого имеет целый ряд достоинств, но вместе с тем она во многом уязвима. Он утверждает, что историю творят не отдельные личности по собственной воле или произволу, что, напро­ тив, их действия и поступки предопределены ходом истории, что истори­ ческие события невозможно рассматривать в отдельности; они связаны, проистекают одно из другого. Войско в книге уподобляется конусу, осно­ ванием которого являются солдаты, непосредственные участники воен­ ных действий, тогда как его вершина — это командование, отдающее приказы и не принимающее непосредственного участия в военных дей­ ствиях. Исход сражения определяет дух войска. К этому скорее образу, нежели строгому понятию прибегает писатель для изображения истории войны в романе. По мысли Толстого, так называемые великие люди, ерь, ярлыки, даюгцие наименование событию; и люди, и ярлыки меньше всего связа­ ны с самими событиями. От мысли, что личность не может играть реша- Юхцей роли в истории, писатель приходит к заключению, что историчес­ кие личности вообще никакой роли в истории не играют. «Царь — есть Раб истории. История, т. е. бессознательная, общая, роевая жизнь 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=