ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

связей., общественных отношений, т. е. общественное бытие людей; оно отра­ жается, в различных формах общественного сознания, в частности в филосо­ фии, а также эстетическом сознании (искусстве). Антропологическая приро­ да философии, идущая от объекта отражения, и личностная сущность эстетического сознания, искусства, восходящая к его объекту, детерминируют морфологическую, жанровую взаимосвязь искусства и философии. По направленности художественного творчества промежуточные жанры можно различать как художественно-философские (Гете, «Фауст») и философско-художественные (Сартр, «Тошнота»). Если философ обра­ щается к проблеме бытия не как совокупной реальности (объективной и субъективной), а как бытия общественного, человеческого, индивидуаль­ ного, и вместо философской рефлексии над ней, переживает ее как глубо­ ко личную, то он создает не философский трактат, а художественное про­ изведение философско-художественного жанра. Таковы произведения Сартра «Слова», Камю «Посторонний» и т. д. Художник, который не за­ мыкается в своем творчестве в рассказах о любовных историях, приключе­ ниях своих героев, жизнеописаниях персонажей, семейной хронике, а обращается к теме смысла существования, времени и временности жиз­ ни, драматизма бытия, ощущения слияния с природой или ее враждебно­ сти, чувства трагизма истории человечества и человека, жизни народов, создает произведение художественно-философского жанра. Именно в таком жанре написан роман Л. Н. Толстого «Война и мир>. В этом произведении реалистически изображены жизнь России начала XIX в., известные исторические события (война России с Франци­ ей), жизнь нескольких семей, но это не исторический роман и не семей­ ная хроника. Л. Н. Толстой создает образы целого ряда действительных, реальных исторических личностей (Кутузов, Наполеон) и образы вы­ мышленных персонажей (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова); как первые, так и вторые — глубоко индивидуальные и высоко­ художественные. Это роман-эпопея, но эпос этот особенный, это эпи­ ческое изображение XIX в., а не подобие эпосов «Илиады» или «Одис­ сеи», не знающий индивидуально-личностного отношения к явлениям жизни, исключающий описание внутренних, психических переживаний. У Л. Н. Толстого исторические события описаны не чисто объективно, а через внутренний мир героев романа, их восприятия, переживания происходящего. В книге описана жизнь преимущественно высшего рус­ ского общества, но не обходится молчанием и жизнь народа. Через весь роман проходит тема нравственной жизни основных персонажей, XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=