ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Экзистенциализм, одно самых популярных направлений XX в., пред­ ставляет нам образец морфологической связи искусства и философии. Чисто внешне философия эпохи Ренессанса (XIV—XVII вв.) и философия экзис­ тенциализма (XX в.) не имеют существенного сходства. При более при­ стальном рассмотрении оказывается, что разделяющие 4—5 веков не поме­ шали двум историческим периодам в развитии философии и искусства покоиться на общей философско-эстетической парадигме. Экзистенциализм придает индивидуально-личностной уникальности человека, абстрагированной от всякой социальности, статус самостоятель­ ности, самодостаточности бытия. Голая человеческая субъективность пре­ вращается в модель философствования. И философия, и искусство напол­ няются личностным содержанием, максимально сближается язык философии и искусства. Понятия страх, тревога, надежда, заброшенность в мир, бунт, абсурд — это и категории экзистенциальной философии, и одновременно они способны выражать душевные состояния персонажей художествен­ ных произведений писателей-экзистенциалистов. И философия, и искусство (эстетическое сознание) это формы обще­ ственного сознания. Они связаны между собой по объекту отражения, а следовательно, и по содержанию. Это и есть самая глубинная основа мор­ фологической связи искусства и философии. Предметом философии являет­ ся, в конечном счете, отношение человека к миру, объект искусства — тоже человек. Но в мире философии человек — это предельно общее понятие: это субъект познания, практики, социальной деятельности. Художника интересует человеческая уникальность, неповторимость. Но личностная индивидуальность и человек, как всеобщее, органически сосуществуют и проявляются не иначе как через реального отдельного индивида, который представляет собой единство единичного, особенного и общего. Далеко не все философские проблемы могут послркить темой для художника — писателя, поэта, драматурга. Онтологические проблемы материи, субстанции, универсальности движения, всеобщности простран­ ства и времени, а также гносеологические, логические не содержат лич­ ностного начала в их постановке, содержании, сущности, не являются индивидуально окрашенными, исключают личностно-индивидуальную презентабельность. Безликий мир онтологии, гносеологии, логики ожива­ ет, когда философия предстает в виде аксиологии, бытие — не как мате­ рия, субстанция, а как система социальных ценностей, предметных и субъектных, ценностей природы и культуры, культуры материальной и духовной. Это мир оживших предметов или опредмеченных социальных Художественный мир А. Н. Толстого 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=