ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

ввергает индивида в состояние покинутости, в мировоззренческий хаос. Одним из возможных путей преодоления подобной ситуации может ока­ заться приобщение к философии через искусство, а точнее, через произ­ ведения промежуточного, художественно-философского или философс- ко-художественного жанра. В литературе широко обсуждается тема промежуточного положе­ ния философии между двумя принципиально различными способами ос­ воения мира: научно-теоретическим и духовно-практическим, между наукой и искусством. Философия, которая выходит за пределы науки в узком смысле, по заинтересованности своего отношения к миру, в от­ личие от нейтральности науки, сближается с искусством. Философия, кроме того что связана с искусством генетически, имеет с ним общие корни, что она легко превращает искусство в объект соб­ ственной рефлексии или предмет эстетической науки (Гегель, Шеллинг). Философия относительно искусства и художественного процесса способна выполнять методологическую функцию, ставить проблему художественно­ го идеала — в отличие от истинности научных знаний [1]. В статье рассматривается менее исследованный аспект отношения искусства и философии, т. е. их морфологическая взаимосвязь. Прежде всего, возникает вопрос обусловленности морфологической взаимосвязи философии и искусства. Искусство и философия способны ставить и ре­ шать одни и те же общечеловеческие вечные проблемы: о смысле бытия человека, о его отношениях к природе, миру, Универсуму, о жизни и смерти, времени и Вечности и многие другие. В искусстве и философии, в противоположность науке, получает свое выражение особое отношение к миру, реализуется человеческое измерение объективных процессов и явлений действительности: природы, социума, культуры, т. е. обнаружи­ вается общая аксиологическая сущность искусства и философии. Однако в искусстве, в отличие от философии, человеческое измерение явлений пред­ стает как личностно-индивидуальное осмысление и оценка. Историческое развитие являет нам целые эпохи, когда философия и искусство пребывали в органической взаимосвязи. К ним следует отне­ сти, прежде всего, эпоху Возрождения, которую поправу называют эпо­ хой эстетической. Апофеоз искусства, культ красоты и художественного творчества, превращение искусства в модель философствования — все это произрастает на почве господства антропоцентризма. Реабилитация пос­ ле многих столетий Средневековья не только природы, но и человека лежит в основе философско-художественной картины мира. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=