ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого 1 у нее свои, не менее тяжелые заботы. Доброта и чуткость к людям — основные качества ее характера. Важной сценой для раскрытия образа Долли является поездка ее к Анне в имение Вронского. Размышления Долли в дороге — это своеоб­ разный итог ее жизненного пути. Оглядываясь на свою жизнь, на 15 лет замужества, она не находит в них ничего, кроме тошноты, беременностей и тупости ума вследствие этого, равнодушия ко всему и безобразия. Перед ней встает вся ее безра­ достная жизнь, где были смерти детей, их болезни, проблемы. Она едет к Анне не только потому, что обещала навестить ее, не только из чувства долга, но и по велению души. Долли следует библей­ ской заповеди: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притчи. 17, 17), не по рассудку, а потому что это заложено в ее природе. Даже отвечая на вопрос Анны по поводу того, что она думает о ее положении, Долли выражает истинно христианскую позицию: «Я ничего не считаю... а всегда любила тебя, а если любишь, то любишь всего чело­ века, какой он есть, а не каким я хочу, чтоб он был» (9, 211). Если еще по дороге к Анне Долли оправдывала ее поступок сильной любовью, стремлением вырваться из обыденной жизни, то, увидев Анну в этой обстановке, она осознала, что за эту любовь Анна заплатила доро­ гой ценой: эта любовь убила в ней материнские чувства. И Долли не могла понять, принять и простить такую любовь. К Анне у нее остается лишь чувство жалости, как к погибшей, потерявшей себя и глубоко не­ счастной женщине. И та жизнь, которую она проклинала дорогой, стала для Долли полна смысла и значения. «Те мучительные материнские заботы, которые она так ненавидела дорогой, теперь, после дня, проведенного без них, представились ей уже в другом свете и тянули ее к себе» (9, 236). Долли противопоставляется в романе Анне именно по силе мате­ ринского чувства. Долли прежде всего мать, и кризис в супрркеской жизни не ослабляет ее материнского начала, а наоборот, усиливает его. Долли религиозна, в религии она Черпает душевные силы. Нельзя не согласиться с утверждением, что «главная, связывающая воедино весь материал, нравственно-философская мысль романа “Анна Каренина” , в полном соответствии с известными нам исканиями Толсто­ го 70-х гг., состоит в осуждении жизни “для себя”... Толстой указывает всем содержанием романа, что на эгоизме строить жизнь нельзя. Личные 73

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=