ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

сочетании двух начал: любви и нравственности — прочной основе, выра­ ботанной веками. По мнению Н. Н. Страхова, Толстой взял «вековечный вопрос человеческой жизни, а не один лишь современный тип и современ­ ный интерес» [3]. Толстой считал важным показать в романе разрушение семейно­ го и социального укладов дворянства, поскольку, с точки зрения писа­ теля, именно это было признаком глубокого кризиса всего общества в целом. Нам кажется, что не случайно главный упор для воплощения своего замысла автор сделал именно на создание женских образов в романе. Когда женщина выступает в роли разрушительницы семьи, это символизирует глубокий разрыв с природой, дисгармонию в об­ ществе, которые неизбежно ведут к его нравственной гибели, несмот­ ря на все прогрессивное значение женской эмансипации. Женские фигуры, сгруппированные вокруг Анны, в свою очередь в разной сте­ пени отражают состояние семейного уклада и разные уровни его рас­ пада в русском обществе XIX в.; они тесно связаны между собой глу­ бинной внутренней связью. Это помогает лучше понять смысл и идею романа, а также и ту задачу, которую ставил перед собой писатель, воплощая свой замысел. Главная причина нашего решения рассмотреть образ Долли Щ.ер- бацкой и проанализировать ее характер заключается в том, что именно Долли со своими страданиями, своей любовью к людям и детям, а точнее к человечеству, является в романе любимой героиней Толстого. Петербургскому высшему свету Толстой все время противопостав­ ляет московское общество с его патриархальным укладом жизни и старыми традициями. Тем самым автор как бы выражает мысль о нравственном превосходстве Москвы над Петербургом. И, может быть, не случайно Толстой начинает действие романа именно в Москве, именно с дома Облонских, а точнее, с Долли. Именно Долли выступает в романе как эталон высоконравственной женщины. Нравственные качества Долли высоко ценит и ее муж. Он не раз высказывает свое восхищение женой: «...Моя жена — удивительнейшая Женщина,— говорит он Левину.— У нее есть дар предвидения. Она на­ сквозь видит людей...» [4]. Как олицетворение высокой нравственности и истинной религиоз­ ности Долли противопоставляется «нравственному хаосу», царящему в петербургском свете. Художественный мир Л. Н. Толстого 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=