ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

1 Л XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 Каренина / / Литература в шк.— 2001.— № 3. С. 5). Статья И. Мардова не только не учитывает современный уровень литературоведения, но в некоторых своих положениях противоречит замыслу романа, ибо иссле­ дователь приходит к парадоксальному выводу: «И Анна, и Вронский уби­ вают себя от пробркдения света духовного Я в них» (Мардов И. Отмще­ ние и воздаяние / / Вопр. литературы.— 1998.— № 4,— С. 147), определяющему нравственное возрождение инвариантом смерти (!), а не пробуждение души к новой жизни. Видимо, любое духовное движение в человеке есть, по мнению автора, уклонение к трагическому итогу сво­ его бытия, но почему лее тогда остается жить Левин, сумевший пробу­ дить в своей душе добрые чувства, но, по логике ученого, приблизивший тем самым себя к уходу из этого мира? Вряд ли можно согласиться с мнением исследователя, увидевшего в судьбе Анны то, чего не сумел усмотреть не только в ней, но и во всем религиозно-философском учении сам Толстой: «Духовное воскресение Анны особого рода, о котором по­ чти не говорится в религиозных трудах старца Толстого. Это воскресение именно супружеской < ...> одухотворенности, сплоченности их “духов­ ных существ”» (там же,— С. 151). По-видимому, под внутренним срод­ ством автор понимает ненависть друг к другу супругов, между которыми давно не было никакой любви. По мнению И. Мардова, Анна лишена внутренней свободы и ее судьба уже предопределена, независимо от ее устремленности к тем или иным концептам мироздания: «Трагедия Анны есть предельное выражение трагедии, исходно присущей жизни человека как таковой» (там же,— С. 156). Мысль о духовной несвободе Анны высказывает и Е. М. Рачин, утверждая неизбежность трагического итога ее жизненного пути: «В “Анне Карениной” Толстой поставил зада­ чу показать господство рока, необходимости в жизни человека, неотвра­ тимость наказания не за те грехи, которые обычно признает за грехи общество, а за ту вину перед миром, с которой рке рождается человек» (Рачин Е. М. Философские искания Л. Толстого.— М., 1993). Однако логика пути Карениной вскрывает динамику ее движения в поисках сча­ стья, которое изначально не уклонено к греху, поэтому грехопадение не закодировано в ее судьбе. 3. См. об этом: Бабаев Э. Г. Роман и время: «Анна Каренина» Л. Н. Толстого.— Тула, 1975; Маймин Е. А. Лев Толстой: Путь писате­ л я ,- М., 1978. 4. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд.— Т. 6 2 - М., 1953 - С. 25. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=