ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Примечания 1. Бабаев Э. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого.— М., 1978.— С. 7. Очевидно, что исследователь имел в виду социальную детермина­ цию характеров, однако в свете изменения ценностных установок ли­ тературоведения его выводы не утрачивают своей актуальности. 2. «Путаница понятий» отмечает суждения исследователей о функ­ ционировании образа Анны Карениной в романе, что вызвало к жизни множественность толкований ее духовного облика, не обусловленных становлением замысла. Так, Я. С. Билинкис представляет героиню мо­ рально выше остальных характеров, полюбившей Вронского искренней любовью и этим преодолевающей сухую мораль и безжизненность м рка (Билинкис Я. С. Характеры и время (основные образы «Анны Карени­ ной») / / О творчестве Л. Н. Толстого.— Л., 1959.—С. 54). Н. Н. Ардене понимает ее как олицетворение Высшей правды, живых чувств и страс­ тей, и потому торжество Анны над миром является вполне закономер­ ным, как и бунт на пути к счастью, который не только эмоциональный порыв, но и подкреплен идейным превосходством Карениной над обще­ ственным сознанием (Ардене Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого,— М., 1962). По мысли С. Г. Бочарова, в «Анне Карениной» форма эпоса подменяется трагедийным началом, что открывает перспективу вовлече­ ния героев в стихию Бытия и позволяет отследить процесс духовного становления личности в ситуации кризиса (Бочаров С. Г. Л. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» / / Литература и новый человек.—М., 1963.— С. 273). А. Г. Гродецкая сопоставляет образ Каре­ ниной с образом кающейся грешницы и приходит к выводу, что, несмот­ ря на торжество порока в ее душе, обусловившего нравственное падение Анны, она все же близка своими внутренними мучениями и страдания­ ми житийной традиции, с чем и связана трактовка данного характера как ориентированного в духе праведничества и подвижничества, поэтому «все сочувствие ... отдано героине, ее нравственному достоинству, духов­ ной красоте и “милой детской” душевности» (Гродецкая А. Г. Древне­ русские жития в творчестве Л. Н. Толстого 1870—1890 годов.— СПб., 1993 - С. 9). Очевидна типологичность подходов ученых к поставленной пробле­ ме, на что указывает А. Тарасов, отмечая «использование старого подхода к творению Толстого... < ...> но только на новом, более актуальном для современности материале» (Тарасов А. Является ли праведницей Анна __________________ Художественный мир А. Н. Толстого Jfjp y s a J flL ^— 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=